Что такое душа и каков ее возраст?
Одним из главных понятий в православном вероучении является понятие о трехсоставности человека, наличия у него тела, души и духа. До грехопадения первых людей в раю духу подчинялась душа, а душе – тело. После грехопадения все изменилось. На первый план вышли потребности тела, которым стала подчиняться душа. А что такое душа, и каков ее возраст? В то, что у человека есть вторая, невидимая составляющая его естества, люди верили с древних времен. Не зря даже в среде далеких от религии людей распространена поговорка «душа болит». Так говорят в минуты острых переживаний, сомнений, волнений. Но при этом люди понимали, что их душа отлична от души других живых существ, потому как способна мыслить, принимать решения, творить. Все эти способности даны нам от Создателя – Бога. В книге Бытия сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Так что же такое душа? Это субстанция, которая является частью человеческой сущности и обладает свойствами, характерными для ее Создателя. То есть душу нам подарил Бог по своей исключительной любви к нам. Он хотел создать человека по Своему образу и подобию, а потому мы имеем разум, сознание, совесть, а самое главное – стремление к Богу, познанию Его. Все мы носим в себе образ и подобие Божии. Так как Бог не имеет ни начала, ни конца, то и наша душа бесконечна и безначальна, она бессмертна. Бог есть творец всего мира и человек может быть творцом, создателем и покорителем природы, стихий и пр. Душа – это то, что сближает нас с Богом, роднит с ним. Мы призваны быть вместилищем Духа Божия, и Он обитает в нас. В этом заключается наше высочайшее достоинство. То есть мы обладаем качествами, отображающими Божественные совершенства. Святые отцы выделяют два важных свойства человеческой души: Особую способность к познанию Бога. Нередко это качество еще называют «духом». Именно наличие духа отличает душевную жизнь человека от психической жизни, которая свойственна животным, ведь они тоже могут обижаться, ревновать, привязываться к своему хозяину, но потребности в общении с Богом у них нет. Условная бестелесность и невещественность. Да, душу увидеть и пощупать руками нельзя, но бестелесной и невещественной ее называют условно. Потому что бестелесным и невещественным может быть только Бог, а все остальное по сравнению с ним грубое и вещественное. Но по сравнению с грубой материальностью тела она, конечно, бестелесна. Какими свойствами еще обладает душа? Прежде всего она бессмертна и не умирает, как тело. Хотя до грехопадения было по-другому: человек был нетленным, вечным. Смерть ему не грозила, но после грехопадения он стал ветхим, тленным, его душа приобрела способность разлучаться с телом, хотя для нее это противоестественное состояние. А вот еще свойства души: самостоятельность; целостность; нематериальность; бестелесность; свобода воли; деятельность; бесполость; бессмертие по благодати Божией; сотворенность из ничего; разумность; самосознание. Каждый человек – это личность, неповторимая и уникальная. Двух одинаковых людей по духу нет. Как известно, даже у близнецов черты характера и склонности разные. Говорят, что «бытие определяет сознание», но как тогда объяснить, что люди здоровые и обеспеченные нередко страдают от неудовлетворенности в жизни, а люди бедные, подверженные тяжелым болезням, полны душевной радости и тепла. Просто качества их души кардинально другие. Свобода воли, разумность, самостоятельность – все это тоже признаки присутствия в человеке частички Бога – того, что отличает нас от животных и делает людьми. По мнению святых отцов, в частности святителя Кирилла Александрийского, это «тайна, ведомая одному Богу». Каково происхождение души, откуда она берется – определенного учения об этом предмете в Православной Церкви нет. Сегодня большой популярностью в сети пользуются всевозможные тесты и нумерологические расчеты возраста своей души. Якобы она может быть молодой, зрелой, а то и вовсе старой. На самом деле душа у каждого одна. и она своя. Душа не может переселиться в тело другого человека после смерти, она не перерождается снова и снова, не спускается на землю из горного мира, как считали древние ученые и философы – Ориген, Платон. Учение последователей Оригена оригенистов было осуждено на Пятом вселенском соборе. Однако богословы не могут точно сказать, является ли душа творением душ родителей или представляет собой новое творение Божие. Одни отцы Церкви, такие как Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Климент Александрийский считают, что каждую душу Бог творит отдельно, причем соединяет ее с телом на 40-ой день зарождения жизни в утробе матери. К этому склоняются и римско-католические богословы. Впрочем, есть и иная точка зрения, которую высказывают Анастасий пресвитер, Григорий богослов, Григорий Нисский, которая заключается в том, что душа творится от душ родителей, как и тело творится от тел матери и отца. Но это не исключает участия творческой силы Божией. Она присуща и необходима для появления всякой жизни. Господь в лице праотца Адама сотворил все человечество: «От одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда можно сделать вывод, что душа и тело Адама положили начало для зарождения душ и тел всех людей, но при этом они созидаются Богом, ибо Бог все содержит в руке Своей – «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17,25). Вот так рассуждает об этом в своем дневнике святой Иоанн Кронштадтский: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа и одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя». То есть душа – это высшая составляющая нашей сущности, благодаря которой мы можем жить, чувствовать, мыслить, сострадать. Не зря у слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Вдохнув в тело человека душу, Бог наделил ее неуничтожимостью. Да, мы привыкли говорить, что она бессмертна, но бессмертен по природе один лишь Бог, а наша душа неуничтожима. Она всегда будет и никуда после земной смерти тела не исчезнет. Однако своя собственная «смерть» есть и у души, и заключается она в неведении Бога. Это как раз тот самый дух, потребность которого в обожении ушла на самый последний план после грехопадения первых людей в раю. Душа живая, она имеет разум и мысли, хотя формы у нее нет и увидеть глазами ее нельзя. Но именно она представляет телу возможность жить и чувствовать, творить, созидать, возрастать, совершенствоваться. Она самовластная, имеет способность желать и действовать, переменчива, причем меняется она по своему усмотрению, поскольку этим свойством ее наделил Создатель ее. Некоторые сектанты, например, Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы отвергают учение о бессмертии души. Они считают ее просто частью тела, ссылаясь на Библию, где говорится о том, что участь животных и людей одинакова – все умрут и ни у кого нет преимуществ перед другими. Но далее в тексте сказано: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Отсюда можно сделать вывод, что душа неуничтожима, хотя и может умереть, если не успеет познать Бога, прийти к Нему. В строении души святые отцы выделяют три способности или силы: Разумную силу. По сути, это ум, способность мыслить и познавать. При условии неповрежденности разумная сила может легко отличить добро от зла и не только отличить, но и дать импульс, стимул для склонения в правильную сторону. Раздражительная сила. Это эмоциональная, чувствующая сфера души, так называемый «душевный нерв», который побуждает душу утверждаться в добродетелях. Именно эта сила проявила себя в действиях Иисуса Христа, когда он выгонял торговцев из храма. Можно подумать, что Он был в гневе и ярости, но только эти свойства души выражали не греховные страсти, а рвение и ревность, с которыми каждый христианин должен стремиться к добру, отвергая зло. Святые отцы говорят, «дело раздражительной части души гневаться на дьявола». Нередко эту способность называют «сердцем». Вожделевательная сила. Это значит деятельная, желательная. Она наделяет душу способностью к чему-то стремиться или от чего-то уклоняться. Это воля, которая побуждает человека действовать. Все эти три составляющие неотделимы друг от друга и находятся в постоянном взаимодействии. Они едины, как едина Святая Троица. Такого учения о трех силах нашей души придерживаются все святые отцы Церкви. Что касается ума, то он находится в постоянном движении. Не зря один известный поп-певец российской эстрады поет: «Мои мысли – мои скакуны». Наверняка каждый замечал, что начав думать о чем-то одном, человек в мыслях переносится далеко от предмета своих дум. Для работы уму нужны внешние раздражители и впечатления. Он постоянно перерабатывает полученную информацию, анализирует ее, делает выводы. Раздражительная сила – это стимул к проявлению себя. Эту тягу можно увидеть даже у самых маленьких детей, которые стремятся сделать что-то самостоятельно, говоря: «Я сам». Никто не хочет быть оружием в чьих-то руках. Все стремятся к самостоятельности, самопроявлению. Хорошо, если это проявление своего «Я» будет направлено в сторону добра. Пораженной грехом душе необходим твердый самоконтроль, чтобы вместо добра не склониться в сторону зла. Что касается вожделевательной силы, то она требует получения эмоций, которые ей могут принести созерцание красивых видов, прослушивание красивых мелодий и т. д. Именно вожделевательная часть души побуждает людей творить – рисовать, петь, танцевать. Она отвечает за тягу к прекрасному. При этом она же ответственна за проявление чувств и эмоций – сопереживание, сострадание, другие движения сердца. Вера в бессмертие души всегда нераздельно связана с верой в Бога. Чем крепче вера в Бога, тем крепче вера в то, что со смертью телесной ничего не кончается, и наоборот. Для православных христиан этот вопрос не стоит. Они уже определились и пришли к окончательным выводам. Душа после земной смерти не исчезает, не рассеивается, как дым, а переходит в иную жизнь. Вера в бессмертие души – это основной предмет Евангельского учения. Описанные в Библии события подтверждают тот факт, что в раю Адам и Ева были бессмертны. К бессмертию они были предназначены, это была их настоящая реальность, что подтверждают слова: «Если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете». Освобождение из ада, на которое возлагалась надежда в Ветхом Завете, стало возможным в Новом Завете. Иисус Христос спустился в ад и вывел оттуда всех праведников и покаявшихся, Он Сам «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом». В прощальной беседе со своими учениками Он обещает им приготовить им место там, где Он будет Сам. Читая Новый Завет, христиане получают подтверждение своим ожиданиям. Их душа наполняется радостью и надеждой на скорую встречу с Господом. Вот как говорит об этом апостол Филипп: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом» (Филип. 1:21–23). Святые отцы единогласно проповедуют бессмертие души, различие состоит только в том, бессмертна ли она по естеству или же по Божьей благодати. Кирилл Иерусалимский говорит: «Душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною». Ему вторит святой Иустин Мученик: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила». Учители Церкви тем самым подчеркивают, что существует разница между бессмертием человека и бессмертием Бога. Господь вечен по Своей природе, потому как «единый имеющий бессмертие» (Тим. 6:16). Каждая молитва, богослужебный чин, сам дух церковного устава поддерживает в верующих сознание и веру в загробную жизнь, бессмертие наше и наших близких. Именно благодаря этой вере православные верующие и живут, поддерживают в своей душе огонек надежды. А тот, кто не верит в Бога, заглушает в себе веру в Него или отворачивается от Него, тот или вовсе не верит в бессмертие души или перестает в него верить. И в этом нет ничего удивительного. Веру в нас поддерживает Источник Жизни. Мы сообщаемся с ним, а когда эта связь прерывается, тогда поток живой силы иссякает, сила веры ослабевает. Очень многих людей интересует вопрос: «Может ли душа скитаться по земле, не находя покоя?» Считается, что после смерти тела она сразу отправляется на воздушные мытарства. Вот как говорит об этом Иоанн Златоуст: «Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что «праведных души в руке Божией»». А как же тогда относиться к многочисленным случаям, когда людям являлись их умершие близкие? Ведь таких свидетельств немало. Святые отцы считают, что так нас вводят в заблуждение демоны и бесы. Тот же Иоанн Златоуст говорит: «Демон старается показать, что она не только обитает в костях (умерших людей), но ходит туда и сюда, блуждая понапрасну, что она не подчинена какой-либо власти, ни даже Божественному промышлению, и не будет подвержена какому-либо наказанию за содеянные преступления. Таким образом он делает то, что многие верят, будто души после смерти постоянно блуждают. Но это – басни детей и старух, и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами». Однако по допущению или повелению Бога души умерших действительно могут являться живущим на земле людям. Беда только в том, что человек по своей собственной ограниченности никогда не сможет понять, вводил ли его в заблуждение бес или он на самом деле видит душу дорого, но уже почившего близкого. Бог может повелеть душе явиться только в особом, достойном Его цели случае. Сама по себе по своему произволению душа являться не может. Только в очень редких случаях Бог по Своему милосердию и всемогуществу дозволяет душам усопших являться близким людям. Так что ко всем этим историям и собственным видениям нужно относиться с большой осторожностью и осмотрительностью. В светской психологии встречается такое понятие, как «целостная личность». Что оно означает? Оно означает, что человек как бы собрал разнозненные части себя воедино, осознал и принял себя во всей возможной полноте, «полюбил себя», как это еще принято говорить. Православие несколько перекликается с психологией, когда говорит, что в целостной личности душа, дух и тело едины. Они действуют в унисон. Между тем мало кто может сказать про себя, что у него душа, дух и тело находятся в синергии, взаимно усиливая и дополняя друг друга. Если бы это было так, необходимость в психологах и психотерапевтах отпала бы совершенно. А между тем люди ищут психологической помощи, потому что запутались, не знают, как им поступить, как жить дальше. Святой Иоанн Лествичник говорит о том же самом: «Тело мое – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?» А апостол Павел сказал: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Римл. 7:15). Внутренние противоречия, борьбу тела с душой хоть раз в жизни испытывал каждый человек и дело здесь не в том, что такими нас создал Бог. Напротив, Бог создал нас совершенными. Это мы сами, отвернувшись от Него и поддавшись соблазну, нарушили наш внутренний устрой, единство всех его составляющих. Нарушили, но не разрушили. В нас все также присутствуют дух, душа и тело, только последнее теперь стоит на первом месте и повелевает душой, а она – духом. Дух заглушили плотские вожделения и желания, эмоции и чувства, которые также происходят от тяги к земному, но дух все еще жив в нас: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор. 6:19–20). У нас есть возможность вернуть первозданное, сотворенное Богом естество, восстановив то, что было для нас естественным до грехопадения. На этом основано все Евангельское учение, все Писание, творения святых отцов. Вся наша духовная жизнь направлена на устранение противоречий между физическими и душевными потребностями, стяжание благодати Божией, восстановление целостности личности, созданной по образу и подобию Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. У всех у нас разные стороны и наклонности, но это разнообразие в единстве. Вот как говорит об этом Григорий Богослов: «Каждый из нас есть земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». Можно сказать, что каждый из нас – это «второй космос», «огромная вселенная внутри маленькой». Но в этом и выражается разнообразие и сложность Божьего творения. Святой Григорий Палама призывал «отвергнуться желаний плоти, чтобы она не тянула душу вниз». Только путем одухотворения тела можно одухотворить все творение, соединив душу и тело в нераздельное единство, выполнить тем самым свою миссию. Создатель замыслил нас такими, чтобы тело подчинялось душе, а душа – духу. Сумевшие победить в себе грехи и страсти, очиститься от пороков, получают возможность слышать голос совести, которым с нами говорит Бог, а слыша, верно различать добро и зло, тем самым восстанавливая в себе образ Божий. Именно такого восстановленного человека можно назвать целеустремленным, целомудренным и целостным. Стоит обратить внимание, что во всех этих словах один и тот же корень – «целый», как и в слове «исцеление». То есть восстанавливаясь, мы исцеляемся, избавляемся от внутреннего разлада, когда тело требует одного, душа – второго, а дух – третьего. Голосом совести с нами говорит Бог, сердце ей сочувствует, ум ищет способы для воплощения задуманного в жизнь, воля желает этого и стремится к исполнению, а тело подчиняется воле. Результат – человек получает утешение на своем духовно-нравственном пути. Но до этого идеала еще нужно суметь дотянуться. Не у каждого, даже искренне верующего в Бога человека, это получается. Жить целомудренно, цельно, по совести мешают собственные грехи и страсти. Сама греховная сущность противится этому. Иногда у человека просыпается совесть и пытается сказать свое слово, но его заглушает голос души, которая ориентирована на плотские потребности, причем зачастую излишние и даже извращенные. Ум стремится к земному и анализирует только то, что готов в себя принимать. Сердце вроде готово к сочувствию, но и эти сочувствия тоже греховные. Вот так человек и живет, сам толком не понимая, для чего и чего он на самом деле хочет. Во всей этой разноголосице непонятно, кто же командир. Чаще всего это тело, потребности которого стоят на первом месте. Потом идет душа, а уже на последнем – совесть и дух. Но поскольку такое положение вещей неестественно, противоречит Божьему замыслу, то оно постоянно нарушается, следствием чего является внутренняя борьба, противоречие, от которого человек страдает. Но нося в себе образ Божий, человек может вернуться в свое прежнее состояние, которое было до грехопадения. Говоря об образе и подобии Божьем надо понимать, что образ существует в самой природе души, а вот подобия, заключающегося в нравственном совершенствовании, возрастании в добродетелях и святости, еще нужно добиться. Его мы приобретаем сами, по собственной воле. Господь дает нам возможность быть «по подобию», но воспользуемся ли мы ею – зависит только от нас. Почему православие не приветствует все эти оккультные методики и способы управления своим телом через сознание? Да потому что это снова возвращение в свою «тленность», греховную сущность, в которой на первом плане стоит тело и его потребности. К высшим силам души относят ум, волю и чувства. Это разумные силы души, но есть и неразумные жизненные силы, к которым относят сердцебиение, дыхание и др. Человек не думает постоянно, как бьется его сердце. У него нет надобности это контролировать, потому что Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человек не отвлекался на их управление. Всевозможные эзотерические и оккультные техники как раз преследуют цель повлиять на эту жизненную силу, чем они и занимаются, выходя в астрал, читая аффирмации или медитируя. Они учатся контролировать сердцебиение, изменять дыхание, управлять сном и пищеварением, но какую пользу это может принести душе, порабощенной грехами? Правильно ли они расставляют приоритеты, стремясь взять под контроль не собственную порочную натуру, а то, что контролировать нет никакой необходимости? Если сначала человек может захотеть стать всемогущим в телесном плане, то потом он замахивается и на душу. Им настолько овладевает гордыня и ощущение собственной значимости, что это как ключ открывает двери для темных сил, которые сначала даруют возможность ясновидения, потом – предсказания, а потом уже и управления сознанием других людей. Только вот практика показывает, что никому из этих «экстрасенсов» их «дар» счастья в жизни не принес. Разрушенные судьбы, плохое здоровье, отсутствие личной жизни – вот неполный перечень того, с чем сталкиваются желающие познать непознанное, а самое главное – научиться этим всем управлять. Антоний Великий говорил, что монах даже на количество капель воды, которые выльет, должен взять благословение. Это делается для того, чтобы максимально освободить свой разум от жизненных забот. Задача послушания – полная противоположность эзотерике и оккультизму. Какое послушание, о чем вы? Эти горе-экстрасенсы нарушают сам Божественный закон и как Адам в раю хотят сами стать, как боги. Зло совершить легче, чем добро. Для совершения добра еще нужно постараться, проявить усилие. Вот почему люди так легко поддаются влиянию всевозможных шаманов и так трудно и тяжело приходят к вере. Зачастую им требуется упасть до самого дна, чтобы найти точку опоры, оттолкнуться и начать свое движение наверх. Но невозможно самостоятельно достичь счастья и стать повелителем своего бытия. Такая попытка достичь совершенства с «черного входа» ни к чему хорошему не приведет. Только в личной гармонии с Богом, общении с ним, исполнении Его воли можно добиться покоя, умиротворение, стяжать, как говорят, мир в душе, который заключается в смирении. Что такое душа?
Свойства души
Происхождение души
Понятие души
Три силы души
Вера в бессмертие души
Неприкаянные души
Душа, дух и тело
Изотерика и оккультные технологии