Новые записки
Елицы.записки в новом дизайне!
Закрыть
10.07.2021

Что такое — всеобщее воскресение

В одной из важнейших церковных молитв «Символ веры» нам представлено учение Святой Церкви о "воскресении мертвых и жизни будущего века". В молитве говорится о том, что тела умерших воскреснут.

В Священном Писании сказано, что смерть - это прекращение земной жизни тела. Тело "как прах возвратится в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его" (Еккл. 12:7), чтобы получить награду за свои дела.

Грех смерти — это грех, совершенный нашими прародителями Адамом и Евой. Ибо "как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5:12).

Время смерти нам неизвестно. И это для того, чтобы мы всегда были готовы к смерти, чтобы мы всегда были в  примирении с нашими ближними и с Богом; чтобы мы бодрствовали и всегда были готовы к путешествию в небесную отчизну. " Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет " (Мф. 24:42). Давайте не будем лениться при мысли, что смерть далека, но и не будем ужасаться при мысли, что она близка.

Что такое воскресение из мертвых?

Каждому человеку суждено пережить не только смерть, но и воскресение. И если смерть — это отделение души от тела, то воскресение — это соединение души с телом, с которым она жила на земле. Воскресение происходит благодаря всемогуществу Бога, Который оживляет тела, соединяя их с душой. Однако с этого момента воскресшие тела уже не будут подобны земным, но будут духовными и бессмертными, как тело Господа после Его воскресения. 

Вот что говорит нам апостол Павел: "Такожде и воскресение мертвых. Сеется в тление, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное" (1 Кор. 15:42). "Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою»." (1 Кор. 15:54). 

Богу подвластно все. Ибо как Он мог создать тело человека из земли, так может собрать, обновить и поднять тело, рассеянное по земле. Ведь даже семя, чтобы прорасти и принести плод, должно сначала умереть, сгнить в земле. Так и верующий человек, чтобы обрести вечную жизнь, должен сначала пройти через смерть.

В конце времен все умершие воскреснут. И те, кто в момент воскресения окажутся в земной жизни, также изменятся в одно мгновение, как если бы они прошли через смерть, так что их тела тоже станут духовными и бессмертными, как у воскресших: " Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ", - учит нас апостол Павел (1 Кор. 15:51).

Но ради чего будут воскрешаться тела? Все дело в том, что человек был создан из двух основ - материальной и духовной, наделен телом и душой, и в этом обличии он и предстанет, чтобы дать отчет перед судом; и после этого будет допущен на небеса к вечному счастью или отправлен в ад к вечному проклятию, потому что в земной жизни душа жила вместе с телом, следовательно, только «целостному» человеку будет вынесен окончательный приговор как к спасению, так и к проклятию.

Что такое Частный и Страшный Суд в Православии?

Как только душа отделяется от тела, она подлежит Праведному Суду Божьему, перед которым должна дать отчет о своей жизни на земле. Этот суд над каждой отдельной душой называется Частным Судом и отличается от Страшного Суда, который будет вынесен над всеми людьми в конце мира и после окончательного воскресения тела. Реальность Частного Суда подчеркивается Спасителем в притче о немилосердном богаче и бедном Лазаре и в ответе, данном разбойнику на кресте: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23:43), а также святой апостол Павел, когда говорит: " И как человекам положено однажды умереть, а потом суд " (Евр. 9:27); и местами, в которых он выражает свое желание умереть, чтобы провести время с Господом. 

На Частном Суде рассматривается общее состояние, в котором душа человека покидает земную жизнь, и если это состояние праведное, то душа направляется ангелами к счастью, если же нет - то направляется нечистыми духами к мучениям. Счастье, к которому ведут достойных, называется "лоно Авраамово" или "рай", а мучения, которым подвергаются неверующие и грешники, называются "ад". 

Но ни счастье, ни проклятие не являются полными до Страшного Суда, последнего суда, когда души умерших снова соединятся с плотью. До этого суда, то есть пока души находятся без тел, они ничего не могут сделать, чтобы изменить свое состояние к лучшему. Только те, кто остался в этой жизни, могут облегчить их участь - с помощью молитвы и милостыни в память об умерших.

Место, где располагаются души праведников, - небеса, а место, где располагаются души неправедных, - ад. Не существует промежуточного места или состояния между небом и адом, называемого чистилищем, как учит Римско-католическая церковь, ибо Христос Спаситель никогда не говорил о таком месте. Особый догмат католической доктрины, чистилище — это место морального очищения, в котором души, не являющиеся полностью чистыми, потому что не получили прощения грехов, или умерли с легкими грехами, очищаются наказаниями, которым они подвергаются здесь, для того, чтобы впоследствии попасть на Небеса после определенного этапа страданий.

Со Страшным Судом связано учение о воскресении мертвых и о жизни вечной. Те, кто делал добро здесь, на земле, с радостью ожидают жизни вечной, ибо для тех, кто любит Бога в этой жизни и соблюдает Его заповеди, делая добро, эта жизнь будет совершенно счастливой. Их счастье будет бесконечным и непостижимым. Ибо "как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии." (1 Кор. 2:9). Это несказанное счастье будет заключаться прежде всего в единении в Духе с Богом, в лицезрении Бога лицом к лицу, в славной и вечной жизни со Спасителем Иисусом Христом, со святыми ангелами и со всеми святыми Церкви.

Но это счастье праведников будет отличаться в соответствии с достоинством, которое они заслужили своими добрыми делами, как учит нас святой апостол Павел: " Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе " (1 Кор. 15:41).

А вечная жизнь нечестивых будет совершенно жалкой. Ад подобен темнице, ибо их жизнь лишена лицезрения лица Божьего, света и счастья, связанных с этим лицезрением, — это жизнь в бесконечных мучениях.

Об этом должен помнить каждый истинно верующий, ибо благодаря этому мы можем хранить себя от грехов и отвращаться от них; мы можем охранять чистоту души и тела, ведя жизнь, угодную Богу и полезную нашим ближним. Такой жизнью мы можем надеяться обрести спасение.


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.