Что такое – Божий суд и можно ли на нем оправдаться?
«… И паки грядущаго со славой судити живым и мертвым…» Первосвященники и фарисеи ждали прихода мессии, но не узнали его и распяли, а теперь мы ждем Второго Пришествия и Страшного суда: «На престоле славы Твоея седяй, река огненная пред Твое судилище ужасающая влечет всех…» Но прежде чем состоится Страшный суд, будет частный Божий суд, который ожидает каждого перешагнувшего порог вечности. Каким он будет, и есть ли возможность на нем оправдаться? До дня Страшного суда, когда душа каждого умершего воссоединится со своим телом и услышит окончательный вердикт, ее ждет частный суд Божий, который Спаситель будет вершить по окончанию земного пути. Тогда дела человека будут идти впереди него и свидетельствовать за него. Как сказал об этом Тихон Задонский, неверные и отступившие от веры «пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». С 9-го по 40-ой день после смерти душа проходит испытания – мытарства, когда определяется ее посмертная участь. Считается, что грешники отправятся в ад, а праведники – в рай. Жизнь человека на земле, его поступки, слова и дела во многом определяют его судьбу на Небесах. Бог каждого человека создал свободным. Он дал ему выбор, потому каждый судит себя сам собой, отправляясь туда, к чему он стремился всю жизнь, ибо сказано: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». То есть мучения, либо блаженство усопшего будут проистекать не от демонов или паче Всемилостивого Бога, а от собственного волевого выбора человека, его желания или нежелания быть со Христом. Про ад много чего говорят и много чего о нем написано, но что точно можно сказать со всей уверенностью – там нет Бога. В геенне грешники лишаются Божественной любви и страдают от этого гораздо сильнее, чем если бы они страдали, поджариваясь на раскаленной сковороде. К сожалению, сам усопший что-либо сделать для самого себя уже не может. Ему была дана для этого целая жизнь, но он не захотел или не успел этим воспользоваться. Однако, облегчить его страдания, а то и вовсе изменить загробную участь могут оставшиеся на земле родственники, друзья и все те, кто хранит память об умершем, если они будут возносить за покойного молитву ко Господу, подавать за него милостыню и совершать во имя его добрые дела. Вот почему Церковь предписывает отпевать покойных, читать акафист за единоумершего, подавать за усопших записки в день рождения, день ангела и день смерти. Как говорил Августин Иппонский: «…Чтобы Господь был к ним милостивее, нежели, сколько они заслужили по грехам своим». Кроме того, такое отношение к душам усопших может принести пользу и душе живых, ведь умершие Там, на Небесах, могут выступать ходатаями за оставшихся на земле родных и близких. Что такое – суд Божий?
Можно ли оправдаться на Божьем суде?