16.04.2025

Что называют святыми мощами?

Святыми мощами принято именовать останки христианских подвижников, прославленных Церковью за праведную жизнь, мученичество или чудотворения. Чаще всего это нетленные тела или частицы костей святых, но к мощам также относят предметы, соприкасавшиеся с ними при жизни (одежду, личные вещи) или даже землю с мест их погребения. Важно понимать: почитание направлено не на материю, а на благодать Божию, которая, по учению Церкви, пребывает в святых и освящает даже их физические останки.

Библейские и исторические корни  

Обычай чтить мощи восходит к глубокой древности. В Ветхом Завете описано, как кости пророка Елисея воскресили умершего, а в Новом Завете исцеления происходили даже от прикосновения к краю одежды Христа. Ранние христиане собирались на молитву у могил мучеников, а позже стали строить храмы над их гробницами. Например, Константин Великий воздвиг первую базилику над мощами апостола Петра в Риме.

  Православие учит, что человек — единство души и тела. Подвиг святых — это преображение не только духа, но и плоти через стяжание Святого Духа. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Мощи — это сокровищницы благодати, изливающей исцеления на страждущих». Через них Бог являет Свою силу, подтверждая, что материя не отделена от Творца, но способна стать сосудом святости. Это продолжение логики Воплощения: Христос, приняв человеческую природу, освятил всё творение.

Как хранятся мощи?

Хранение мощей святых — это сложная тема, уходящая корнями в глубокую древность и наполненная религиозным смыслом и богатой историей. В зависимости от количества и значимости останков, а также от традиций конкретной церкви или монастыря, используются различные способы хранения. Наиболее распространенные — это рака, ковчежец и мощевик, каждый из которых обладает своими уникальными характеристиками и назначением.

- Рака, представляющая собой, по сути, гробницу для мощей, является наиболее внушительным и торжественным способом хранения. Это, как правило, большое сооружение, выполненное из дерева, металла, или же из комбинации этих материалов, зачастую богато украшенное резьбой, драгоценными камнями. Раки, как правило, устанавливаются в центре храма, являясь одним из главных объектов поклонения и привлекая внимание всех прихожан. 

-Ковчежец представляет собой меньший по размеру сосуд, предназначенный для хранения частиц мощей. Он может быть выполнен из различных материалов, таких как дерево, металл, слоновая кость, или драгоценные камни, в зависимости от ценности хранящихся в нём останков. Ковчежец часто используется для хранения мощей не только одного, но и нескольких святых, а также может содержать реликвии, непосредственно связанные с жизнью и деятельностью святого. Это могут быть предметы его одежды, личные вещи, рукописи и другие артефакты, имеющие историческую и религиозную ценность.

-Мощевик, как ещё один способ хранения частиц мощей, представляет собой небольшой сосуд, часто выполненный из металла или дерева. В отличие от ковчежца, мощевик, как правило, имеет небольшие размеры и крепится к иконе святого, к которому эти мощи принадлежат. Таким образом, мощевик становится неотъемлемой частью иконы, подчеркивая её сакральное значение и приближая верующих к святому. Иногда, в качестве мощевиков используют панагии архиереев (нагрудные кресты епископов).

Отдельного упоминания заслуживает антиминс – это четырёхугольный плат, в который вшита частица мощей святого. Антиминс является непременным атрибутом любого православного храма и находится на престоле в алтаре. Его наличие является обязательным условием для совершения таинства Евхаристии – центрального события богослужения. Использование антиминса напрямую связано с раннехристианской традицией совершения Евхаристии на гробницах мучеников, то есть непосредственно на их мощах. Таким образом, антиминс символически связывает современное таинство с древними корнями христианства, напоминая о жертвенной смерти Христа и мученичестве первых христиан. Поэтому, несмотря на свои небольшие размеры, антиминс имеет огромное богословское значение и является одной из самых важных святынь православного храма.  

Не поклонение мощам, а почитание 

Церковь строго различает «поклонение» (латрия, от греч. latereia культ), подобающее только Богу, и «почитание», оказываемое святым (дулия от древнегреческого глагола «douloō» что означает «служить» или «быть рабом»). Целуя мощи, христиане чествуют не «мертвую материю», а жизнь, победоносную над смертью. Как говорил преподобный Иоанн Дамаскин: «Чти останки святых, чтобы через них стяжать их благословение».

Множество свидетельств об исцелениях и помощи по молитвам у мощей укрепляют веру. Однако важно помнить: чудеса — не «магический ритуал», а знамение Божьей любви. Мощи призывают не к поиску сверхъестественного, а к подражанию вере святых. Сегодня, как и века назад, паломники стремятся к святыням, чтобы ощутить живую связь с теми, кто «не умер, но спит» (Мф. 9:24).

Святые мощи — это не реликвии прошлого, а мост между небом и землей. Они напоминают, что вера преображает даже тленное в вечное. Прикасаясь к ним, мы прикасаемся к победе Христа над смертью — победе, которую каждый христианин призван сделать своей.


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram