Новые записки
Елицы.записки в новом дизайне!
Закрыть
19.12.2021

Что мешает исполнять заповедь о любви к ближнему?

Господь заповедовал: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Собственно, все Евангелие является одной большой одой любви, но как трудно порой исполнять заповеди Христа и особенно трудно дается к исполнению заповедь о любви к ближнему. Почему так происходит? 

По образу и подобию

Все мы знаем, что Господь создал человека по Своему образу и подобию. Первые люди «купались» в Божественной благодати и всем существом их природы была любовь. В этом мы были подобны Богу, который Сам есть совершенная Любовь. Троица есть Любовь. Человечество создано, чтобы быть подобным в любви Лицам Святой Троицы. Господь возложил на первых людей обязанность возрастать и укрепляться в добре, совершенствоваться, расти в этом направлении, но Адам по своей воле прервал общение с Господом, согрешив против Него, вкусив плод с дерева познания добра и зла. 

Греховная сущность

Теперь мы – все потомки Адама и Евы поражены последствиями первородного греха. Наша природа исказилась и вместо склонности к добру мы получили склонность ко злу. Все наши пороки, страсти и грехи – результат гордыни и самолюбия, поразивших первых людей в раю. Человек стал земным и страстным, пораженным чревоугодием, гневом, блудом, печалью, сребролюбием, гордостью, унынием, тщеславием. Именно эти грехи, приобретая форму устойчивых навыков, стали нашей второй природой и препятствием для любви к ближнему. Любви, которую вложил в нас Господь.

Это хорошо видно по сегодняшнему отношению друг к другу, хотя любить ближнего было тяжело как в добиблейские, так и современные времена. Да, в мире сегодня очень много плохого, но это предрекал еще апостол Иоанн, когда говорил: 

«Мир во зле лежит» (1 Ин. 5:19).

Современному человеку, живущему в эру потребления и всеобщей вседозволенности, нацеленности на получение земных благ и удовольствий, довольно непросто сохранить в себе человечность, снисходительность к чужим недостаткам, чуткость, внимательность и сострадание. Мы привыкли не доверять друг другу. Мы в каждом видим врага, ждем подвоха, какого-то обмана, причем это касается как совершенно незнакомых, так и близких людей. Срабатывает защитная реакция, человек прячется внутрь себя, как в кокон, не пуская туда никого. 

Вот почему сегодня стало так много одиноких людей, которые заведомо не желают создавать семьи и рожать детей, потому что им и так хорошо. Родители теряют связь с детьми, бросая все силы на создание материальной базы, а дети получают уроки жизни в интернете. Мы не знаем, кто живет у нас за стенкой, да и не хотим знать – «мой дом – моя крепость». Кто-то так и доживает свои дни в своем охраняемом мире, а кто-то, захлебываясь от всеобщей ненависти, равнодушия и мерзости начинает отчаянно искать любви, и находит ее – в Боге. 

Страсти большие и маленькие

Поначалу, когда человек только знакомится с Евангельским учением, он выстраивает отношения между собой и Богом, не вмешивая в это других людей. Он читает Священное Писание, начинает приобщаться к церковным Таинствам, ходить в храм на литургию, но окружающие по-прежнему остаются для него далекими и непонятными. Но лишь когда он понимает, в чем именно заключается главное условие спасения, окружающие наконец-то становятся для него близкими и родными по той простой причине, что они, как и он, видят свои прегрешения и стараются с ними бороться.

У каждого свои греховные наклонности. Кто-то никак не может избавиться от курения, а кто-то страдает от гневливости. Кого-то особенно мучает уныние, а кого-то – ревность, но есть одна распространенная страсть, которая является источником всего злого в человеке – это сребролюбие. Именно она, по мнению святых отцов, не дает полюбить ближнего своего, как самого себя. 

Сребролюбие и способы борьбы с ним

Почему же именно сребролюбие? Вот как говорит об этом Иоанн Лествичник:

«Сребролюбие есть и называется корень всем злым (1Тим. 6,10), и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства» (Лествица, слово 17:14).

Если монахам святые отцы рекомендуют начинать борьбу со своими страстями с чревоугодия, то мирянам – со сребролюбия. Конечно, это вовсе не значит, что нужно подобно праведникам «раздать все имение нищим», но как порой непросто расстаться даже с той вещью, которая не нужна! Или, например, заменил человек устаревшую модель телефона новой. Почему бы не отнести старый в центр, который занимается раздачей помощи нуждающимся? Или старую одежду, бытовую технику? 

Человеку непросто заставить себя это сделать из-за так называемого греховного закона «материального притяжения». Как естественный закон земного притяжения, заставляющий ходить, преодолевая силу притяжения земли, так и на пути в Царствие Небесное нужно постоянно бороться с греховной привязанностью к земному благополучию. Кто-то скажет: «Ну а разве плохо стремится жить лучше? Иметь хороший дом, машину, комфортные условия существования. В конце концов, без пищи, одежды и крова человек просто не сможет прожить!»

Конечно, ничего плохого в этом нет. Это естественно. Вот только зачастую человек стремится иметь гораздо больше, чем ему необходимо для поддержания нормальной жизнедеятельности. Богатство становится самоцелью, затмевая собой все и вся. Человек буквально связывает себя по рукам и ногам множеством интересов и удовольствий, где места для духовных радостей просто не остается, да и не радость это вовсе для богача. Он черствеет душой, каменеет сердцем. Проблемы и трудности других его не заботят. Плотская и духовная составляющая жизни часто становятся взаимоисключающими.

Богатый человек с развитым изысканным вкусом и постоянно растущими потребностями постепенно становится невосприимчив к страданиям других людей. Он не может сострадать чужому горю, не может прочувствовать его, как свое, а о какой любви к ближнему тогда можно говорить? Поэтому необходимо бороться со сребролюбием, начать делать в этом направлении хоть какие-то шаги. Отказаться от покупки какой-то непрактичной вещи в пользу милосердия по отношению к страждущему.  Сегодня есть немало фондов и организаций, принимающих пожертвование онлайн, что очень удобно. Можно отнести сэкономленные во время поста деньги в храм. На самом деле при появлении желания делиться рядом всегда оказывается кто-то, кому необходима помощь – старушка-соседка, коллега, попавшая в трудную жизненную ситуацию.

При этом у борьбы со сребролюбием есть масса «побочных» эффектов. Взращивая в себе эту добродетель, можно своим примером научить этой добродетели других. Сначала детей, потом родных, близких, а следом и совершенно незнакомых, которые уже разочаровались в людях, но с вашей помощью они снова поверят в добро. Кроме того, такая борьба со сребролюбием помогает освободить свою душу от других привязанностей. Это как эффект домино, когда одно доброе дело тянет за собой другое, а одна страсть отпадает вслед за другой. К примеру, занимающийся волонтерством человек автоматически освобождается от лени и уныния, ведь у него не остается времени на праздность.

И так во всем. Делясь богатством, человек делится Христовой любовью. Отдавая, оно получает во сто крат, и чем больше отдает, тем больше приумножает. Господь обнищал, чтобы обогатить нас и даровать нам все блага Небесного Царства: душевный мир, познание красоты и высокого смысла всего происходящего во вселенной, неизреченную духовную радость и главное сокровище – приобщение вечной любви.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.