Что христиане подразумевают под спасением?
Впервые услышав этот термин – «спасение», люди задумываются: «А как и от кого христиане спасаются?» «Кто за ними гонится, вынуждая их обращаться в бегство?» На самом деле никуда они и ни от кого не убегают. Разве что от самих себя, от своей греховной природы. Так что же такое «спасение» с православной точки зрения?
Доктрина о спасении
Для далекого от православного вероучения человека спасение – это освобождение от чего-то страшного, ужасного, каких-то страданий и опасности. Спастись – значит освободиться. Сам термин предполагает защиту, мир, несет в себе идею победы. Да, иногда в Библии упоминается слово «спасенный» в отношении физического освобождения, например, при освобождении апостола Павла из темницы, но в основном под спасением понимается духовное освобождение.
От чего же спасаются христиане? Согласно христианской доктрине спасения, они спасаются от «гнева» Божия, то есть от Божественного суда над грехом. В результате грехопадения первых людей в раю человек отпал от Бога, стал тленным, смертным. Согласно Священному Писанию, людям надлежит освободиться от последствий первородного греха, вновь соединившись с Богом и приобщившись к вечной блаженной жизни в Царствие Небесном (Пс. 23:5).
Спасти человека может только Бог, хотя Он уже совершил наше спасение через Своего Сына Иисуса Христа (Иоанн 3:17). Точнее, смерть Иисуса на кресте и Его последующее воскресение обеспечили нам это спасение. Согласно Евангелию, спасение – это благодатный, незаслуженный Божий дар, но заслужить его можно через веру в Иисуса Христа и выполнение Его заповедей. Таким образом православные спасаются верой, но для этого они должны познакомиться с учением Иисуса Христа, услышать Евангелие – Благую весть о смерти и воскресении Христа (Ефесянам 1:13).
Но мало услышать, нужно поверить, то есть полностью довериться Господу, а это невозможно без покаяния, борьбы со своими грехами, а также призывания имени Господа для этого (Римлянам 10:9-10, 13). Если дать христианской доктрине спасения краткое определение, то оно будет звучать так: «Освобождение по Божьей благодати от вечного наказания за грех, дающееся тем, кто принял в вере Божьи условия покаяния и веры в Господа Иисуса».
Побуждение к воплощению Господа Бога
Зачем Господу Богу надо было перевоплощаться, становиться человеком? Потому что сами люди своими силами избавиться от греха уже не могли. Им нужен был кто-то, кто был бы человеком, но при этом совершенно безгрешным Существом. Таковым Существом является только сам Бог, потому Творец и взял на Себя миссию спасения людей. Вот как об этом говорит святой Афанасий Великий:
«Мы стали побуждением к Его воплощению; для нашего спасения показал Он столько человеколюбия, что принял человеческое тело и явился в нем».
Воплощение Слова Божия стало основанием для спасения человечества. Через Воплощение Бог показал победителем самого павшего, ибо Он сделался человеком, чтобы посредством подобного восстановить подобное. Господь сделал самое главное – создал условия для спасения, но спасаться, или нет, каждый человек решает сам для себя. Он свободен в своем выборе. Бог никого не спасает насильно, как не удерживал он насильно Адама с Евой в раю. Они сами сделали свой выбор. Теперь только от нас самих зависит, захотим ли мы стать причастниками Божественной благодати, освятить свое естество соединением с Творцом Всемогущего, победить грех, обретя вечную жизнь в Боге.
Как спасаются люди?
Одним из самых сложных в Евангельском учении пунктов является понимание того, что невозможно спастись без других людей. Пришедший к вере человек обычно рьяно берется за выполнение уставных правил, ходит на литургию в храм, участвует в Таинствах Церкви, молится, подает милостыню, но старается не вмешивать других людей в свои отношения с Богом – вот есть я и вот есть Бог. Все.
Когда внешняя сторона церковной жизни оказывается им более-менее освоена, он переходит к внутренней и вот тут сталкивается с большими препятствиями. Оказывает, невозможно побороть в себе грехи без участия в своей жизни других людей. Оказывается, нельзя побороть в себе сребролюбие, если не помогать другим, как невозможно смириться, если не терпеть чужие грехи и недостатки. Зачастую это оказывается самым сложным – смириться перед теми, кто, по собственному разумению, гораздо хуже, сквернее, греховнее меня.
Но душа не смирившаяся Богу поклониться не может. «Будет требовать», – как говорит протоиерей Андрей Ткачев, – «компенсации за унижение. И вместо того, чтобы оставить свои грехи, как грязь, как лишний груз, такая душа будет бороться за них, как за часть самой себя, как за право свое и собственность». Ситуация усложняется еще больше, когда у человека появляются враги – те же самые люди, которым он так стремится помочь, которых он оправдывает и которым прощает их слабости. О чем здесь идет речь? Конечно, можно нажить себе врага, что-то у него украв или соблазнив его жену, но гораздо большего врага можно приобрести, если никого не обижать, никому не причинять зла, а просто публично объявить себя христианином и обличить грехи человеческие.
Собственно, христиане к этому и призваны – всей своей жизнью обличать человеческие страсти и пороки, но именно это им так не могут простить те, кто с этими грехами сроднился, сжился, кто и грехами то их не считает, а считает частью себя самого, своей натуры. В этом и заключается настоящий опыт смирения и спасения – сталкиваясь с сегодняшней реальностью склонять перед ней голову, прощать, оправдывать, проявлять милосердие, сострадание. Почему это получается у христиан, но не получается у обычных, далеких от православия людей? Да потому, что они видят собственные грехи, а видя собственные понимают, что такими же грехами порабощены и все остальные.
Как можно осуждать кого-то за что-то, если у тебя самого «рыльце в пушку»? Совесть не позволит. Именно тот внутренний голос, которым с нами говорит сам Господь. Вот и получается, что спастись можно только всем вместе, не забывая, что спасает нас лишь Господь Бог, а потому главным залогом спасения является покаяние. Необходимо каяться в своих грехах ежеминутно, ежесекундно, а еще молиться, прося у Бога помощи.
Все ли спасутся?
Нередко приходящий к вере человек и понимающий, в чем истинный смысл жизни, вполне естественно начинает переживать за своих родных и близких, а спасутся ли они, если не участвуют в церковной жизни? Каждый из нас желает своим родным только самого лучшего и доброго, а потому хотел бы, чтобы и они спаслись. На этот счет у православной религии есть ответ, и он один: оставить все на промышление Бога. Только Он один может решать, где будет человек после смерти – в раю или аду. Мы решать не можем, как не можем развешивать на всех ярлыки «хороший» и «плохой». Это прерогатива Господа, нам ли судить о грехах других, когда мы сами в них прозябаем?
Быть может завтра самый отчаянный атеист по наущению Господнему придет к вере и так придет, что еще и нас всех вымолит. Итак, Бог не дал нам право определять загробную участь людей, но дал нам главные принципы, по которым она определяется. Наша задача – пройти этот путь так, как того хочет Сам Господь, подавая пример другим, светя своим «светильником», озаряя дорогу всем остальным, ведь не зря преподобный Серафим Саровский сказал: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Помогай вам в этом Господь!