20.08.2023

Чем ересь отличается от заблуждения?

Ересь – утверждение, концепция или учение, которое противоречит вероучению Православной Церкви. Не секрет, что у нее имеются определенные догматы, термины и истины, знание и понимание которых важно для всех христиан, не желающих приобрести статус еретика. Но как понять, имеет ли место обычное заблуждение, или человек действительно отпал от истины?

Главный догмат Церкви – спасение человека

Недавно пришедший к вере человек вполне естественно хочет разобраться во всех тонкостях и начинает он, как правило, с внешней, обрядовой стороны. В первую очередь он знакомится с различными догматами, символами, а уже потом начинает вникать в саму суть, нередко опираясь на различные богословские мнения. На этом пути у нового члена Церкви могут возникать трудности, связанные с пониманием тех или иных вероучительных истин. Ситуацию осложняют те самые богословы, на мнения которых и опирается человек, ведь по одному и тому же вопросу они могут высказываться по-разному, и даже кардинально противоположно.

Как это понимать? Неужели кто-то из них заблуждается или того хуже – является еретиком? На самом деле не все так просто и однозначно. Да, у Церкви есть непреложные истины – решения, постановления и мнения, которые укладываются в понятие «догмат». Догматический свод Церкви являет собой всю полноту христианского вероучения и обязывает каждого своего последователя воспринимать их на веру как аксиомы, которые не требуют доказательств. Краткий свод основных догматов – Символ Веры – состоит из 12-ти предложений, главная задача которых – ввести человеческий ум в познание Бога и привести человека ко спасению. 

Слепая вера и больше ничего?

Несмотря на существование непреложных истин, Церковь не возбраняет, а даже приветствует привлечение для Богопознания не только сердце, но и разум. Сам апостол Павел говорил, что «служение Богу должно быть разумным» (Рим. 12:1). Ведь христианство – это не простая «слепая» вера и безотчетное послушание. Но если человек начинает разбираться во всех этих тонкостях и нюансах, копать, что называется, глубже, то на этом пути он неизбежно столкнется с непонятными для себя философскими и богословскими терминами, формулировками, идеями. 

Если обратиться к истории Церкви, то можно заметить, что среди ее последователей были богословы, мнения которых расходились по тому или иному вопросу. К примеру, более ранние противоречат более поздним. Значит ли это, что кто-то из них заблуждался? На самом деле при разумном постижении истины вполне естественно будут возникать различные богословские мнения по тому или иному вопросу, и это нормально. Богословы могут быть не согласны друг с другом, но при этом они не должны ни прямо, ни косвенно противоречить догмату. Догмат можно сравнить с коридором, идя по которому богослов может поворачивать влево, вправо, делать круг или передвигаться зигзагом, не покидая при этом самого коридора.

Если это происходит, тогда частное богословское мнение превращается в ересь. Еретики подрывают сами основы веры, фундаментальные истины, имеющие важнейшее значение для спасения. Святитель Григорий Богослов советовал: 

«Любомудрствуй о мире и о мирах, о веществе, о душе, о разумных (добрых и злых) природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии, Христовых страданиях. Касательно этого и успеть в своих исканиях не бесполезно, и ошибиться неопасно».

Простое заблуждение или ересь?

В разные времена попытки истолковать и раскрыть догматы Церкви приводили к появлению тех или иных заблуждений, а нередко и ересей. Чем же одно отличается от другого? Если семинарист неправильно отвечает на вопрос своего преподавателя, он не является еретиком, как не является им бабушка в храме, имеющая весьма экзотическое понятие о Боге. Если указать этим людям на их ошибку, они легко согласятся с мнением более авторитетного и знающего человека.

Еретик же стоит на своем. Он упорствует в своем заблуждении, не желает от него отказываться и игнорирует призывы Церкви одуматься. Итак, заблуждение – это ошибочное суждение или мнение, а ересь – это стойкое ложное учение, последователи которого выдают его за истинное. Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Собственно же ересь возникает тогда, когда богослов, зная ясно выраженное учение Церкви, противопоставляет ему свое. Ересь – это бунт против учения Церкви».

В своем «Отечнике» святитель приводит историю аввы Агафона, к которому пришли монахи и, желая испытать смирение старца, начали обвинять его в различных грехах. Они называли его блудником, гордецом, клеветником, пустословом, и со всем этим авва соглашался. Но когда они назвали его еретиком, он не согласился с этим. Братия спросила его, почему со всеми остальными грехами он согласился, а против этого восстал, и авва Агафон ответил:

«Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно моей душе, а признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от моего Бога».

По сути, еретики – это своего рода идолопоклонники, ведь они верят в какого-то своего, созданного в их сознании Бога, или какую-то свою, созданную в воображении истину. Но этот Бог и эта Истина не имеют ничего общего с Теми, Которые исповедует Православная Церковь. Поэтому нам необходимо быть более внимательными в суждениях, не надеяться на свой разум, а слушать и читать святых отцов – настоящих отцов Церкви, чтобы случайно не наговорить лишнего, не хулить Святого Духа, а самое главное – не оторваться от истинного Бога, не стать вместо Его последователем Его гонителем.

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram