09.10.2020

Борьба со страстями. В чем ее смысл?

Сам термин «страсть» в переводе со славянского означает «страдание». Уже одно это должно натолкнуть на мысль, что страсть наносит вред человеку, а потому от нее нужно избавляться. В чем смысл борьбы со страстями и реально ли искоренить в себе имеющиеся пороки? 

Что такое страсть?

Страсть – это устойчивое, сильное влечение человеческой воли к какому-либо греху. Страсть полностью подчиняет себе мысли, чувства и желания человека. Отцы-подвижники называют эти укоренившиеся греховные привычки язвами души, которые причиняют боль их обладателям. Борьбе со страстями посвящено большинство православной аскетической литературы, самое большое количество святоотеческих текстов. Это обширнейшая тема, взять, к примеру, «Лествицу» преподобного Иоанна Синайского. Он выделяет 30 ступеней на пути к Господу, из которых 26 посвящено покаянию и борьбе со страстями.

Откуда берутся страсти?

Изначально Бог сотворил человека чистым и непорочным. Самой большой радостью для него была радость общения со своим Создателем. Отпав от Бога, он лишил себя этой радости и был вынужден искать что-то, чем было можно ее заменить. Пение, танцы, рисование, другие виды искусства, не говоря уже о пагубных пристрастиях типа алкоголизма, наркомании, табакокурения – это все способы вернуть себе потерянные радость и счастье. Всем этим идолам люди служат как богам, принося себя в жертву. Кто-то спросит: «А чем плохо петь или заниматься танцами? Разве это греховное занятие?» Конечно, само по себе пение или танцы в пучину ада человека не увлекут. 

Опытные подвижники, внимательно наблюдавшие за малейшими движениями своей души, выделили три главных потока страстных желаний, способных разойтись на десятки и сотни ручейков и речушек – это сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. Сластолюбие включает в себя все, так или иначе услаждающее тело и душу. Сребролюбие – это деньги и все радости, которые можно за них купить. Славолюбивый человек жаждет почета и уважения, власти, известности, похвалы. И стоит только одному из этих идолов овладеть несчастным, как он тут же становится рабом ложного бога. Обуявшая человека греховная болезнь требует совершения все новых и новых грехов, не давая остановиться, гоня от одного нравственного падению к другому, пока он не погибнет окончательно.

Как человек впадает в страсть?

Как же человек впадает в страсть? Как начинает в нем действовать зло? Преподобный Авва Дорофей, рассуждая о природе зла, говорит, что зло само по себе существовать не может. Оно не самостоятельно и не автономно. Оно лишь другая сторона медали, противоположность добродетели. Именно она является естественной для человека – добродетель, а вот зло – это заболевание души. Господь сотворил человека добродетельным. Как первые люди в раю, так и их потомки сегодня не рассуждают, хорошо это или плохо – дышать воздухом, утолять появляющуюся жажду, голод. Это естественно для их физического состояния, а добродетель была естественной для их духовной составляющей.

Страсть – это неестественное состояние человека, мука, которая мучает грешника в аду. Через свои греховные привычки человек фактически соединяется с адом. То искажение и та противоестественность его состояния, которая не дает ему пройти в рай, должна быть исправлены и вылечена покаянием. У человека, который по своей сути добродетельный, всегда есть силы противостоять злу. Оправдаться, сказать, что у него нет сил с собой справиться, человек не может. В нем заложен огромный потенциал, ему дается помощь Божия, а с ней можно преодолеть любую страсть и любой грех.

Способы борьбы со страстями

Бороться со своими страстями можно, но самое главное, что нужно сделать – это признать наличие у себя духовной болезни. Это первый шаг к исцелению. Пока человек не видит проблемы, пока считает, что у него все нормально, исцеление невозможно. Потом необходимо подумать, какая же страсть занимает в душе господствующее положение, а после противопоставить ей соответствующую добродетель и начать путь победы над самим собой. Необходимо составить этакий план, духовный «маршрут», двигаясь по которому, человек будет приобретать навык добродетели и побеждать страсть.

Все тот же Авва Дорофей говорит о том, что всякая страсть, неважно, какая – большая или маленькая принадлежит аду. Если хоть один, пусть самый маленький уголок души захвачен страстью, то этим самым уголком мы уже в аду. Всякий грех, исполняемый на деле, принадлежит аду. Это как раз уже укоренившийся навык во зле, привычка, с которой человек не борется, в которой он сам себя оправдал. И когда человек испугается своего бедственного положения, захочет от него освободиться, в нем зародится первая ступень страха Божия, когда он испугается адских мук. 

Следующий этап – борьба со страстями. Человек пытается внутренне противостоять захватившей его страсти. Да, сразу и в один миг ничего не поменяется. Сказать – не значит сделать. Решивший не гневаться и не раздражаться человек вряд ли в один миг перестанет это делать, но потом он скорбит, переживает, ищет пути примирения, кается – а это и есть путь к добродетели, который выводит его из ада. В этой борьбе он получает благодатные утешения от Бога, которые придают ему сил вести духовную брань и дальше. Задача каждого верующего – взращивать в себе, культивировать добродетели, противоположные своим страстям.

Сделать это можно через состояние малого навыка. Вот, например, есть страсть сребролюбия, а есть противоположная ей добродетель – нестяжание. Она заключается в удовлетворении себя только необходимым. Между ними – бесконечность. Как же найти этот маленький мостик, через который можно немножечко отодвинуться от одного полюса и приблизиться к другому? Конечно, никто не сможет раздать все свое состояние нищим и пойти юродствовать. На это были способны лишь святые, но их жизнь – пример для каждого из нас, что нет предела духовному возрастанию и совершенству.

Обычному мирянину рекомендуется начать с малого – регулярно подавать милостыню нищим возле храма, помогать соседям, ведь не оскудеет же богатство от того, что вы потратите 40 рублей на булку хлеба старушке-соседке? Точно также и с другими страстями. Страдаете чревоугодием? Попробуйте отказаться сначала от изысканных явств или сократить объем потребляемой за один раз пищи. Начните соблюдать посты. Сначала Великий пост, а потом и все остальные. Со временем это войдет в привычку, а она, как говорится, вторая натура. Кто-то может поставить себе цель неядения, то есть воздержания от пищи, голодания, голодного поста, но предварительно следует посоветоваться с батюшкой, а пойдет ли это вам на пользу, принесет ли свои положительные плоды? Ведь пост – это не только физическое воздержание. 

Добродетели, противоположные страстям

Вот список страстей и противоположных им добродетелей:

  1. Чревоугодие – воздержание. Смысл воздержания в пище и хранения постов шире, чем кажется. Обуздывая свою плоть, можно ослабить проявление всех остальных страстей, а особенно самолюбия, которое заставляет искать способы ублажения тела.

  2. Блуд и прелюбодеяние. Им противостоит целомудрие. В современном обществе это считается чуть ли не архаизмом, пережитком прошлого, но в свете тотального одиночества современных людей заставляет задуматься, а так ли полезно для души вести свободную половую жизнь, или все-таки имеет смысл жить с одним партнером в любви и согласии всю жизнь

  3. Сребролюбие – нестяжание. Собирающим свое богатство можно напомнить историю евангельского богача, к которому Бог обратился со словами: «Безумный! В эту ночь из тебя душу с муками изымут ангелы». Нельзя забрать с собой на тот свет деньги, дорогую одежду и предметы быта, но можно забрать добрые дела, которые будут «идти» впереди и свидетельствовать о своем обладателе.

  4. Гнев – кротость. Уклоняться от гневливых помыслов сложно, но можно. Святые отцы советуют перед тем, как разразиться на кого-то гневной тирадой, произнести мысленно: «Господи, благослови!», и рот автоматически закроется сам собой. 

  5. Печаль – блаженный плач. Печаль опасна тем, что может отвратить человека от Церкви, заставить роптать на Бога, сомневаться в Его промысле, но нужно надеяться на милосердие Господа, а самое главное – за все Его благодарить.

  6. Уныние – трезвение. Порабощенный этой страстью человек впадает в отчаяние и становится глух к молитве. Он неспособен выполнять заповеди Божьи и совершать добрые дела. Необходимо буквально заставлять себя молиться, ходить в храм, бодрствовать над собой, избегая неги и лени.

  7. Тщеславие – смирение. Каждый человек в тот или иной степени тщеславный, но если в нем будет страх Божий, если он будет ощущать его при молитве, то с Божьей помощью победит эту страсть.

  8. Гордость – любовь. Как известно, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Любовь побеждает все, в том числе и человеческие немощи и страсти. История Православной церкви знает такого святого подвижника, который падал на колени перед каждым входящим в его келью человеком как перед образом Божьим. Вот вершина христианской любви. 

Конечно, единой рекомендации, «лайфхака», который поможет всем, в Евангельском учении нет. У каждого свои страсти и пороки, но в борьбе с ними самое главное – желание духовно выздороветь, готовность пожертвовать ради этого устоявшимися привычками, решимость не отступать. Да, неизбежны падения, ведь ложные идолы так просто свою добычу не отпустят. Но после любого падения можно подняться, особенно с Божьей помощью. Вот почему нельзя отпадать от Церкви. Храм – это лечебница. Это место сбора не святых, а кающихся грешников. 

Ведь что советуют человеку, обнаружив у него болезнь? Ему советуют лечь в стационар. Так куда же идти с духовными болезнями? В духовную врачебницу – Церковь, которую Иисус Христос создал для нашего спасения, пролив Свою Бесценную кровь. Помогай Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram