24.08.2022

Благотворное влияние Евангелия на христианина

«Чего хочет верующий? – спрашивает Н.Н. Неплюев – юрист, дипломат и основатель Крестовоздвиженского православного трудового братства. – Он верит, что Книга Жизни содержит в себе вечную истину правды Божией, главная цель его не может быть иною, как познать святую волю Бога Живаго, во всей ее вечной неизменной стройности. Для него Божественное Откровение содержит все то, что исходящий от Отца Дух Святый благоволит открыть людям ради их духовного воспитания и вечного спасения, чтобы они могли разумно жить, согласно правде воли Отца Небесного».

«Жить здорово»

Несмотря на то, что Библия остается самой издаваемой книгой в мире, регулярно берет ее в руки и читает не так много людей. Для большинства ее чтение является тяжелым и непонятным, а самое главное – далеким от современных реалий. Человек думает: «Ну какой я еще раб? Рабовладельчество отменили много веков назад. И что это еще за «подставь левую щеку вместо правой»? Как можно добровольно подвергнуть себя такому унижению? Да меня не то что окружающие, собственная семья после этого уважать не станет».

По мнению протоиерея Димитрия Смирнова, Евангелие всегда было и остается Terra incognita – землей неведомой для большинства людей. Интерес оно представляет лишь для единиц, и эти люди берут в руки книгу не для развлечения, и чтобы убить время. Они готовы понять написанное, впустить Слово Божие в свое сердце, которое «осолено» любовью к Нему. Почему же большинство людей не привлекает чтение божественных книг? Причина одна – человечество настолько глубоко погрузилось в грех, что о спасении от него оно думать вообще перестало. Все эти «Жить здорово», «Модный приговор» и «Пусть говорят» привлекают его куда сильнее, чем проповедь какого-то посланника Божьего, жившего более 2000 лет назад.

Современный человек – существо весьма неглубокое. Даже философия и искусство становятся ему чужды, ведь гораздо интереснее полоскать чужое грязное белье. Причем поверхностное отношение ко всему и даже к вере проявляют на первый взгляд верующие люди, но и они не хотят копать слишком глубоко. Они приходят в храм за решением возникшей в жизни проблемы, а разрешив ее, уходят, чтобы снова вспомнить о Боге лишь в какой-то нужде. Даже воцерковленные люди не всегда могут понять прочитанное. Зачастую им приходится «продираться» сквозь текст как сквозь дремучий лес, поэтому они очень быстро устают от этого занятия и бросают его. 

А между тем, даже такое чтение святые отцы считают полезным для души. Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Как грязное белье, помещенное в ручей, даже без стирки очищается, потому что проточная вода вымывает из него всю грязь, так и из нашей головы чтение божественных книг вымывает грязь, сор и просветляет наши мысли евангельским светом». 

Непреходящая сила Евангелия

Что не фраза в Священном Писании, то «не в бровь, а в глаз», что не слово, то истина. Ее истории, притчи, примеры и иносказания не теряют актуальности даже спустя 2000 лет. Меняются условия нашего мира, культура и философия, бурно развивается наука, цифровые технологии поглощают все большее пространство в нашей жизни, а планета Земля и населяющие ее разумные существа как тогда, так и сегодня нуждаются в понятном истолковании благовестия Христова. Миссия Церкви, созданной руками апостолов, не останавливается ни на минуту. Еще на заре христианства святитель Игнатий Богоносец писал: «Вникай в обстоятельства времени. Ожидай Того, кто выше времени». С тех пор прошло много веков, но этот призыв звучит для нас и сегодня.

Суть Евангелия – это благая весть о Христе – распятом и воскресшем. Одновременно это и благая весть о человеке, который был спасен этой смертью и воскресением. Современным людям, которым веками внушали идеи о самодостаточности, «развитии себя», повышении самооценки, удовлетворении потребностей в виде самовыражения и самоуважения эта весть непонятна. Нередко люди спрашивают: «Зачем Богу было нужно так жестоко умерщвлять собственного Сына? Неужели Он не мог найти другого, более гуманного способа спасти людей?»

Немного прояснить этот вопрос поможет пример из нашей жизни, демонстрирующий разницу между человеком, который бросает с борта корабля вниз утопающему спасательный круг и с сочувствием и интересом наблюдает, как тот пытается уцепиться за него и выкарабкаться на поверхность, и человеком, который не думая ни о чем бросается в бушующие морские воды и спасает утопающего ценой своей жизни. По-моему, разница очевидна. Бог выбрал именно такой способ спасения. Он не наблюдал за нами откуда-то с высоты, крича что-то в рупор и опуская вниз веревку, по которой можно было забраться наверх. Он стал одним из нас, влез, что называется в нашу «шкуру», чтобы всегда быть рядом.

Для современного человека, отгородившегося от других высокими заборами и занятого лишь собой, это нонсенс, это абсурд и нелепость, которая просто не укладывается в голове. Вот почему большинство людей бросает эту книгуЕвангелие, едва начав ее читать. Ведь для того, чтобы не то что исполнить, а понять написанное нужно глубоко прочувствовать. Как писал русский философ Иван Ильин:

«При чтении Писания читающий не регистрирует своим пониманием сказанное, но пытается отыскать и укрепить в себе самом, а если нужно, то впервые создать в себе самом описываемое в тексте: вызвать в себе чувство милосердия и предаться ему; вызвать в себе раскаяние и творчески пережить его, помыслить сердцем совершенство Божие и пробыть в нем, пока не наполнятся им сердце и воля (акт совести); найти в себе силу любви и обратить ее (хотя бы на миг) к Богу, и потом – к людям и ко всему живому…».

Евангелие – суть нашего спасения, нашей веры и жизни. Читая его, мы учимся его понимать и исполняться его силой и духом. Библия – это сейф с сокровищами, закрытый на два ключа. Первый ключ – это вера в Иисуса Христа как реального земного человека, который был во всем подобен нам, кроме греха. Второй ключ – это вера в Его Божественное начало. Для понимания и воплощения повествования в жизнь необходимы сразу два ключа. Книга Жизни призывает нас к перемене сердца, духа и жизни. Это призыв к любви и служению ближнему, святости и всепрощению. Этим и занимается сегодня Православная Церковь, проповедуя Слово Божие в самых разных странах мира, среди народов различной культуры, традиций, языка.

Апостол Павел говорил:

«Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16). 

Каким образом Бог явился во плоти? Об этом мы узнаем из Евангелия. Каким путем Сын Божий проповедан в народах? Через слово Божие, сердцевина которого – это благая весть Иисуса Христа, которую изложили 4 евангелиста. Слово Божиеесть не что иное, как Божественная сила в действии. Это она помогает победить предубеждения, суеверие, неверие, равнодушие. Это та сила, которая господствует над человеческим сердцем, его совестью, волей, характером и жизнью. Это сила света, истины, терпения и любви. Она гораздо сильнее гонителей, мучений и смерти. Господь говорил своим ученикам:

«А что вам говорю, говорю всем» (Марк 13:37).

То есть Евангелие – это благая весть для всех христиан. Сам Иисус Христос – Слово Божие, Которое «стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Вот как велико и сильно Слово Божие. Мы – христиане должны нести Слово Божие в мир, как несли его первые ученики и те, кто были после них, святые подвижники и угодники, мученики за веру. 

Дар, которого нужно искать

Беда современного человека в том, что он полностью отдает себя заботам и тревогам мира. Апостол Иоанн Богослов в своем Откровении называет это не неверием, а «теплохладностью», которую по-другому можно назвать еще равнодушием. Такой человек ни холоден, ни горяч. То есть он не отвергает веры, но и не исповедует ее. По сути, ему все равно, есть Бог, или Его нет. Он не мыслит категориями греха и святости и не чувствует потребности в спасении. Священное Писание он воспринимает как набор нравственных наставлений, совершенно неприменимых к реалиям сегодняшнего дня. Реально его пугает лишь смерть и тяжелая болезнь, но в Евангелие сказано, что Христос победил смерть Своим Воскресением, что незачем страшиться того, что все равно придет.

Все мы рано или поздно умрем, но Библия может изменить наш взгляд на земную кончину. К сожалению, в потоке информации, в разнообразии мнений и суждений, многие из которых мы получаем через Интернет, человеку непросто разобраться в том, что такое добро и зло, где истина, а где ложь. Он дезориентирован, а его нравственное чувство притуплено. Казалось бы, духовно-нравственный направляющий вектор есть – это Библия, но человек не хочет и не может воплотить ее идеалы в жизнь. Но глас вопиющего в пустыне не умолкает. Удивительно, но даже спустя 2000 лет люди, уставшие от навязываемых извне клише, разочаровавшиеся в сексуальной революции, освободительных войнах, демократии, которая вопреки расхожему мнению не освобождает, а порабощает народ, берут в руки Книгу Жизни, чтобы вдохнуть глоток свежего воздуха, почувствовать свою значимость для Бога, свою нужность Творцу.

А самое главное, что они чувствуют – это благодать. Именно она помогает понять написанное и прочувствовать сердцем. Не ту дешевую благодать, которую известный немецкий пастор и богослов Дитрих Бонхеффер называл «проповедью отпущения грехов без покаяния, крещением без вхождения в общину, причастием без исповедания грехов», а настоящую, подлинную благодать – «Евангелие, которого постоянно нужно искать, дар, о котором нужно попросить… она явлена как милостивый призыв следовать Христу, она пришла дарованным Словом к устрашившейся душе и разбитому сердцу». 

Бог есть любовь

Бесспорно, Евангелие благотворно влияет на христианина, ведь Бог – это любовь, а именно любви мы все так отчаянно ищем, невзирая на падение современных нравов и всеобщее озлобление. Апостол сказал, что «мир во зле лежит», но только читающие и внемлющие Слову Божию на деле убеждаются, что до конца времен еще далеко, что не оскудела еще любовь в сердцах наших. Мы видим это в милостыне, которую подает нищему идущий мимо, мы видим это в помощи и приюте, который оказывается сегодня беженцам с Украины, мы видим это в спасении детей из огня, провалившихся под лед собак и т.д. и т.п. 

Христос призывал нас любить друг друга не взаимной, а жертвенной любовью, которая не ожидает ответа и благодарности. Иисус говорил о качественно новой любви, которая объемлет все возможные виды любви и превышает их, имея сверхъестественный характер. Источник этой любви – не человеческие чувства и эмоции. Этот источник – Сам Бог. Первые христиане были и первыми ее проявлениями. Они проявляли сострадание и заботу о людях, они осуждали аборты, детоубийства и самоубийства, блудные связи, а также жестокие гладиаторские бои. Воздействие Древней Церкви на общественную жизнь просто огромно.

Идеи, которые сегодня воспринимаются как само собой разумеющиеся – необходимость больниц, школ, системы здравоохранения – это все идеи последователей учения Христа. Благодаря христианству языки обрели письменную форму, была создана литература. Удивительно, но именно христианство как никакая другая религия поддерживала достоинство человеческой личности – личности, возвышающей человека над эгоизмом, духовной посредственностью, моральным разложением. Это она вела людей к бескорыстному подвигу, наделяла поразительной духовной силой и достигла небывалых высот в оценке человеческой души, ее способности к бесконечному росту в постоянном общении с Богом.

Христиане верят, что силой Евангелия можно преобразить человеческую цивилизацию, привести человечество к тому, чтобы оно максимально воплощало Божий замысел и отражало Его славу. А закончить эту статью хочется словами историка В.Э.Х. Леки:

«На долю христианства выпало представить миру идеальный характер, который, несмотря на все изменения, происходящие в мире в течение восемнадцати столетий, продолжает вдохновлять человеческие сердца; Иисус доказал, что способен воздействовать на людей всех возрастов, всех культур, всех темпераментов, всех социальных слоев. Он всегда был не только высшим образцом добродетели, но и сильнейшим стимулом для подлинно добродетельного поведения; Он оказал такое глубокое влияние на людей, что можно не колеблясь сказать: простое повествование о трех годах жизни Христа сделало для возрождения и смягчения нравов человечества больше, чем все изыскания философов и призывы моралистов».

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram