20.09.2022

Безгрешны ли младенцы?

Как часто склонившиеся над колыбелью с новорожденным взрослые говорят: «Безгрешный младенец». А ведь и правда, заглядывая в эти чистые глаза, любуясь крохотными ручками, пальчиками и ушками вряд ли придет на ум что-то нехорошее, злое, что принято называть «грехом». В пользу этого говорит и то, что детей до 7 лет не принято исповедовать. Они допускаются к Чаше с Кровью и Телом Христовым и так, но можно ли считать их абсолютно безгрешными? 

«Что такое человек, чтобы быть ему чистым, чтобы рожденному женщиной быть праведным?» (Иов, 15, 14)

Нередко небесных созданий – ангелов изображают в виде младенцев, вот и для взрослых людей дети кажутся ангелами, спустившимися с небес. Совершать привычные для взрослых грехи – осуждать, сквернословить, изменять, воровать они не способны, но только пришедшие к вере люди знают, что каждый вновь появившийся на свет имеет в себе печать греха, который посредством естественного рождения передается всем людям. Источником этого греха и наследственного повреждения человеческой природы является первородный грех, который совершили в раю прародители всех людей Адам и Ева. 

Отпав от Бога, склонившись в сторону зла, они передали эту способность всем своим потомкам. То есть все вновь появляющиеся на свет рождаются с природной порчей, просто проявляется она у новорожденных в значительно меньшей степени по причине их неразвитости. Но вот малыш подрастает, и родители все больше замечают у него привычные для большинства взрослых людей склонности. Так, блаженный Августин в своей «Исповеди» описывал младенца, который с завистью взирал на своего брата-близнеца, сосущего материнскую грудь… Первым словом ребенка обычно становится «дай». Малыш ничего еще толком не понимает, но уже требует, у него очень развито чувство собственности – «мое»-«чужое». 

Он может с упоением лупить в песочнице лопаткой своего товарища, топать ногами в магазине, чтобы ему купили желаемое, и обманывать бабушку. Как часто родители жалуются на своих детей, считая их несносными, бестолковыми, невоспитанными, не понимая, что собственные грехи и грехи всего рода оказывают существенное влияние на душевное и духовное развитие их чада. Как в характере и физическом облике проявляются черты родителей и прародителей, так и душевные качества как зеркало отражают наклонности к тому или иному греху. И жизнь – яркое тому подтверждение. Нередко можно наблюдать наличие у пьющих родителей пьющих впоследствии детей. Жадные воспитывают таких же жадных, а дети изменяющих своим вторым половинкам родителей тоже впоследствии не считают зазорным «сходить налево».

«Что посеешь – то и пожнешь»

Сколько пословиц и поговорок придумало человечество про родителей и детей: «От осинки не родятся апельсинки», «Яблоко от яблони недалеко падает» и др. А в христианстве распространено такое убеждение: «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...». Верующие родители спешат освободить младенца от первородного греха, принеся его на Крещение в храм Божий. Считается, что чем раньше покрестить младенца, тем лучше, ведь появится возможность приобщать его Святых Божественных Тайн, чтобы он всегда был с Богом и в Боге. 

Но это в идеале. А на деле часто бывает, что родители крестят своего ребенка и навсегда забывают дорогу в храм. Трудно сказать, чем они при этом руководствуются и зачем им это вообще было надо. Кто-то сдается под напором родственников старшего поколения, кто-то хочет, чтобы все было, «как у людей», а кто-то и вовсе рассматривает крестины как повод собраться с друзьями и как следует повеселиться. Кто-то ждет, что малыш после этого перестанет болеть, будет более спокойным, но от проблем в воспитании это родителей не избавляет. Как у верующих, так и номинально верующих дети капризничают, шалят, не слушаются, делают глупости. 

Разве можно в этом случае обвинять их в излишней «греховности»? Конечно нет! Многие святые отцы в детстве были несносными детьми. Например, об этом часто рассказывал преподобный Амвросий Оптинский, вспоминая, как в детстве был очень бойким и резвым мальчиком, за что не раз был наказан матерью, дедом и бабкой. А светоч и игумен земли русской Сергий Радонежский очень поздно заговорил и очень плохо учился. Обычно на своих детей жалуются и очень строго их наказывают те матери и отцы, которые не хотят должным образом о них заботиться и воспитывать. Так часто бывает в семьях, где нет согласия и лада, где отсутствует один родитель, где наблюдаются большие материальные трудности или напротив, денег так много, что вечно занятые родители «откупаются» ими от своих детей.

Настоящая, любящая и наблюдательная мать знает все о своем ребенке и живет им. По выражению преподобного Серафима Саровского, это «чадолюбивая мать», которая «не раздражается, не мыслит зла, долготерпит, надеется и все переносит». «Чадолюбивая матерь не в свое угождение живет, но в угождение детей. Немощи немощных чад сносит с любовию, в нечистоту впадших очищает, омывает тихо, мирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промывает, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтобы никогда не слышать ей малейшего их вопля. И таковые часто бывают благорасположены к матери своей», – вот как пишет об этом преподобный. 

Кто-то из известных людей сказал, что, по сути, нашим детям не нужно ничего, кроме любви. Они могут «выпрашивать» ее самыми разными способами, в том числе привлекая к себе внимание несносным поведением, а в медицинской практике описаны случаи частой болезни детей, на которых в семьях не обращают внимания. Внимательные и любящие матери очень чутко относятся к физическим и душевным потребностям своих детей. Они вовремя их кормят, гуляют с ними, не отмахиваются от них, когда ребенок хочет о чем-то рассказать, поделиться. У таких родителей дети не кажутся неисправимыми «грешниками». 

Безгрешные «грешники»

В раннем возрасте дети еще не осознают своих грехов, а потому не могут в них каяться. Считается, что такое осознание приходит примерно в 7 лет, когда малыша начинают причащать только при условии исповеди. Конечно, этот возраст условный. Чуткие и внимательные родители, которые живут духовной жизнью и приобщают к ней детей, могут заметить, что им исповедь требуется раньше положенного срока. В любом случае они обсуждают этот момент со своим духовником и вместе решают, как поступить.

Да, для кого-то дети – наказание, а для кого-то награда и Божий дар. Все зависит от того, как на это смотрят сами родители. Для матери и отца гораздо полезнее искать грехи не в своем ребенке, а в себе, ведь дети – это наша копия как в физическом, так и духовном смысле. Гораздо полезнее для них, нужнее и важнее любить – изо всех сил, в любой ситуации и при любых обстоятельствах – больных и здоровых, послушных и капризных, умных и глупых… и «тако исполним закон Христов».

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.