07.11.2020

Аскеза – что это?

Надо сказать, что это понятие характерно не только для христианской религии. Оно нашло отражение в философии, науке, семейной и повседневной жизни. Многие далекие от православного учения люди имеют однобокое представление об аскезе, считая ее издевательством над естественными человеческими потребностями и даже в некотором смысле изуверством. Так что же такое аскеза на самом деле, и может ли упражняться в ней обычный человек

Что такое аскетизм?

В переводе с греческого «аскетизм» означает «упражнять». Под аскетизмом понимают христианское подвижничество, которое основано на ревностном стремлении к единению с Богом. Достигается оно через духовно-нравственное совершенствование, заключающееся в подвигах добродетельной жизни. Далекие от Церкви люди думают, что аскеза – это удел монахов, которые добровольно уходят жить в пещеру, молятся там день и ночь, отказываясь от пищи и воды. Однако, в миру тоже есть немало аскетов, ведь для того, чтобы стяжать благодать Святого Духа, вовсе не обязательно отдаляться от людей.

Более того, можно быть глубоко семейным человеком, иметь многочисленных детей и при этом вести настоящую аскетическую жизнь. Кто-то спросит: «Как же так»? А вот так! Ведь понятие аскезы поразительно обширное и полноохватное. Оно не такое однобокое, как принято думать, просто многие знакомы лишь с отдельными его частями, а потому и воспринимают так буквально.

Три основных значения аскетизма

В античной и позднеантичной литературе аскеза приобрела три основных значения:

физический – упражнения тела;

нравственный – упражнения ума и воли;

религиозный. При этом характер религии определяет характер аскетики. 

С физической стороной аскетизма прекрасно знаком каждый из нас, а в особенности те, кто сумел достичь чего-либо в жизни и неважно, в какой сфере – политике, искусстве или спорте. Прежде всего эти люди имели огромную внутреннюю силу и стремление, а самое главное – они были готовы к самоограничениям. Взять, к примеру, спортсмена. Для достижения успеха ему приходится много тренироваться, преодолевая себя, свою лень и даже боль. Ему приходится соблюдать диету, а значит снова отказывать себе в чем-то, в любимых продуктах и напитках. 

Пост в православии – это тоже одна из форм аскезы, а началось все с наших праотцев – Адама и Евы. В раю они получили заповедь: не вкушать от древа добра и зла, так что заповедь о посте – это самый древний росток аскезы. К другим формам аскезы относят воздержание от развлечений, просмотра телевизора, бесцельного времяпрепровождения в интернете. Все это достигается понуждением, усилием воли, напряжением и борьбой, поэтому и сравнивают христианских подвижников с борцами и атлетами, которые мужественно противостоят препятствиям, встающим у них на пути. Только цель атлета – медаль на Олимпийских играх, а цель монаха – спасение.

Саморазвитие и совершенствование

Сегодня стало модно саморазвиваться и духовно самосовершенствоваться. Набирают популярность всевозможные духовные практики, коучи, где людей учат выходить из зоны комфорта, чтобы получить новый – психологический, физический и другой опыт, который поднимет человека на новую ступень его развития. При этом главная цель для таких людей – укрепить свою силу воли и накопить внутреннюю энергию.

Собственно, в укреплении силы воли нет ничего плохого. Напротив, это очень полезное качество, которое помогает решать жизненные проблемы, преодолевать возникающие на пути препятствия. Только обладающий мощной силой воли человек способен противостоять стрессу, нервному перенапряжению и добиваться своего несмотря ни на что. Такое умение пригодится тем, кто всю жизнь потакает себе и своим капризам, идет на поводу у чувств и эмоций, не думая о других. Христианство сохранило для себя термин «аскеза» в значении напряжения, усилия и труда, но добавило к этому слову новый смысл. 

Искупительный подвиг

Основоположником новозаветного аскетизма является Господь Бог наш Иисус Христос. В Священном писании неоднократно указывается на необходимость труда самосовершенствования для достижения Царствия Божьего: 

«Царство Небесное силой берется и употребляющий усилие достигает Его» (Мф. 11:12)

Спаситель проповедовал, что совершенство достигается путем поста, девста, нестяжания, а также усилия по приобретению добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм – это волевое действие, но само по себе оно не имело бы никакого смысла. Все эти человеческие подвиги – пост, труд, бдение, удаление от мира, хранение чувств, уединение, непрестанная молитва останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. Они никогда не приведут к совершенству сами по себе и не помогут достичь спасения, если волевое действие человека не будет поддерживаться действием Бога, Который, желая внутреннего преображения и изменения, помогает ему Своей благодатью.

То есть в деле спасения участвуют как свободное произволение человека, так и Божья благодать. Этот принцип носит название принципа синергии, то есть содействия воли Божьей и воли человеческой в духовной жизни человека. Да, аскеза – это путь к достижению христианского совершенства, но главной силой и залогом спасения выступает благодать Святого Духа. Человек может спастись, прилагая к этому усилия, но спасает его Бог. Можно сравнить это с утопающим, которому кто-то бросает палку. Палка сама по себе его не спасет. Ему еще необходимо суметь ухватиться за нее и держать так крепко, чтобы она не выскользнула из рук, пока его будут тащить на поверхность. 

Вот какое определение аскезе дает Иоанн Кассиан Римлянин:

«Подвижничество есть искусство или наука, имеющая своей конечной целью получение Царства Небесного, а ближайшей задачей – достижение чистоты сердца, без которого невозможно получить первое».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что аскеза – это не просто «жизнь в пещере и постоянный пост». «Это способность регулировать свои инстинкты» – именно так сказал об этом патриарх Кирилл. Аскет – это не равнодушный ко всему мирскому и людям в частности человек. Напротив, практикующий аскезу человек наполняется такой любовью и жалостью ко всему миру, какой был наполнен Господь наш Иисус Христос. Он пошел за всех нас на смерть – настолько сильна была Его любовь к человечеству. Подлинно подвизающийся аскет также любит не только верных чад Церкви Христовой, но и грешников, и даже врагов истины.

Возможна ли аскетическая жизнь в семье?

Кто-то скажет, что семейная жизнь и аскеза – вещи несовместимые, но это далеко не так. На самом деле каждый человек в той или иной степени аскет. Тяжело работающий мужчина, каждый день думающий, как прокормить свою семью – аскет. После грехопадения Господь предрек Адаму:

«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Быт. 3:19).

Так было в жизни прародителя, так есть и в жизни современного мужчины, которому приходится делать работу как трудную, так и занудную. Что касается женщин, то прародительнице всех людей Еве было сказано:

«Умножу скорбь в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей; и к мужу влечение твое и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16).

Так и случилось. Беременность стала временем особых испытаний для женщины. Ради своего потомства она вынуждена следить за здоровьем, соблюдать режим, часто посещать врача, выполнять его предписания. Многие отказывают ради детей от карьеры, выгодной работы, приятного хобби, и все это тоже форма воздержания-аскезы. Когда ребенок появляется на свет, вся семья вынуждены недосыпать, волноваться и переживать, хлопотать о новом члене семьи, а если он еще и проблемы со здоровьем имеет, то это становится тяжким бременем и крестом.

И это все не говоря о ежедневном, подчас незаметном глазу труде над собой. В семье без уважения, без ущемления своего эгоистического «я» никак. Если каждый будет тянуть одеяло на себя, болезненно оберегая свою гордость и самость, семья постепенно будет разрушаться. Если супруги легко поддаются своему гневу, ссорятся по пустякам, не желая уступать, если они плохо уживаются с ближайшими родственниками, то плохо как им самим, так и всем вокруг. Дети впитывают все, как губка, учатся на примере родителей и получают урок на всю дальнейшую жизнь

Семья может быть хорошей школой, школой любви, если каждый ее член будет вести внутреннюю брань и войну со своими духовными недостатками, несовершенствами, искоренять грехи и пороки. Христос Спаситель все Свои заповеди свел к двум основным: любви к Богу и любви к ближнему. А какие они – дела любви? Это прежде всего элементарная забота друг о друге, знаки внимания, умение где-то промолчать, уступить, первым пойти на контакт и примирение. Способность наступить на горло собственной эгоистической песне, когда захочется что-то сделать для себя, забыв про семью. 

Как начать вести аскетическую жизнь?

Господь сказал: «Уклонись от зла и сотвори благо». Казалось бы, нет ничего проще, но на деле легче исполнить первую часть этой заповеди, чем вторую. Человек еще может как-то заставить себя соблюдать пост, отказаться от каких-то определенных блюд, просмотра развлекательных телепередач, но вот с деланием добрых дел нередко возникают проблемы. Причина здесь кроется в том числе и в том, что не каждый понимает истинный смысл этого выражения. Для большинства людей добрые дела – это помощь нищим и нуждающимся, волонтерство, уход за больными в хосписах. Безусловно, это все относится к добрым делам, но нередко искать их не нужно – они лежат на поверхности.

Ведь к добрым делам можно отнести и добросовестное исполнение своих обязанностей, причем как на работе, так и дома. Как часто человек поддается желанию отказаться от их исполнения? Или делает, но с неохотой, как говорят «лишь бы отстали». Наверняка каждый вспомнит сейчас какое-то дело, которое ближние все просят и просят выполнить, а допроситься не могут. Дело в том, что аскеза – это еще и понуждение себя. Понуждение делать добрые дела. Через не могу, через не хочу. Возможно, кто-то отдаст сэкономленные деньги при пищевом воздержании от мяса нищему, а другой посвятит единственный выходной день в неделе другу и поможет ему с ремонтом. Третий переборет лень и усталость и выйдет во двор на субботник, соберет мусор, подправит заборчики, повесит кормушки для птиц. 

Чтобы начать практиковать аскезу, нужно немного – желание и понуждение. Возможностей для духовного роста и совершенствования миллионы. Да, с точки зрения православия именно монахи с их аскетической жизнью и бытом больше всего соответствуют евангельским нормам и требованиям. Они дают обет целомудрия, послушания и нестяжания, полностью подчиняя свою жизнь служению Богу, но и простые миряне тоже могут брать с них пример, но начинать следует с малого – поста, борьбы с грехами. Даже разумный жизненный режим может послужить толчком для внутреннего исправления и духовного совершенствования.

Самое главное, по мнению Отцов Церкви, избегать чрезмерности. Не может простой мирянин поститься так, как постятся монахи в монастырях. Не может он выполнять такое молитвенное правило, какое они выполняют. Излишняя ревность неподготовленных в аскетических упражнениях людей может привести к серьезным нарушениям в жизни тела и души, а затем и духа. Кроме того, аскеза может стать поводом для гордости и самовозношения, особенно если она становится конечной целью, а не инструментом для достижения единения с Богом. 

При желании можно легко проверить, приносит ли аскеза пользу для души. Если в подвизающимся человеке становится все больше любви к окружающим, а сознание собственного несовершенства все глубже, то аскетические подвиги и труды не напрасны. Если любви к людям как не было, так и нет, если они от ваших духовных «достижений» страдают и плачут, а вы только гордитесь и превозноситесь, то дело плохо. Помоги же вам, Господи, встать на истинный путь исправления и добиться в нем желаемых высот!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram