Архиепископ: чем отличается от епископа
В православной церковной иерархии каждое звание имеет свое особое значение и вес. Среди епископов, управляющих церковными областями, выделяется титул архиепископа. Кто же это такой?
Епископ:
Возникновение сана епископа уходит корнями в апостольские времена и имеет не человеческое, а божественное установление.
Само слово «епископ» (греч. ἐπίσκοπος - эпи́скопос) дословно переводится как «блюститель», «управитель». В античном мире это слово могло обозначать различного рода наблюдателей и уполномоченных. В христианский лексикон оно вошло из Священного Писания.
В первоапостольской общине, сразу после Сошествия Святого Духа, функции управления были сосредоточены в руках самих апостолов. Однако, по мере распространения Церкви по миру и стремительного роста числа верующих апостолы физически не могли везде успеть сами.
Для руководства вновь основанными общинами они стали рукополагать и поставлять особых уполномоченных лиц — епископов и пресвитеров (старейшин). Это поручение совершалось через таинство Хиротонии (рукоположения) с молитвой и возложением рук, что сообщало избранному особую благодать Святого Духа для прохождения служения.
В Новом Завете мы видим прямое указание на это:
- Деяния святых апостолов (20:28): Апостол Павел обращается к пресвитерам Эфеса: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас епископами пасти Церковь Господа и Бога». Здесь термины «пресвитер» и «епископ» используются ещё как синонимы.
- Послание к Титу (1:5): «Для того я оставил тебя на Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров».
- Послание к Филиппийцам (1:1): Апостол Павел адресует послание «всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами».
На этом раннем этапе (I век) термины «епископ» и «пресвитер» часто были взаимозаменяемы и обозначали руководителя местной общины.
К началу II века Церковь столкнулась с двумя вызовами: распространение ересей и гонения. Для сохранения единства веры и дисциплины потребовалась чёткая и сильная централизация власти в каждой поместной Церкви.
Произошло окончательное выделение епископата в высшую степень священства.
Так сложилась классическая модель:
- Епископ — глава Церкви в определённом городе или регионе (епархии), преемник апостолов, имеющий полноту власти совершать все таинства и рукополагать священников.
- Пресвитеры (священники) — помощники епископа, рукоположенные им для совершения богослужений и таинств в отдельных приходах, но зависимые от епископа.
- Диаконы — помощники при богослужении и в социальном служении, но не имеющие права совершать таинства.
Важнейшим принципом, установленным с древних времен, является апостольское преемство. Это непрерывная цепь рукоположений: каждый правящий епископ в наше время был рукоположен другими епископами, которые, в свою очередь, были рукоположены своими предшественниками, и так вся цепь восходит непосредственно к самим апостолам.
Архиепископ:
Сан архиепископа, в отличие от собственно епископа, возник не в апостольский век, а несколько позже, в процессе становления церковной структуры и борьбы за единство веры. Его появление было обусловлено практической необходимостью централизации управления в борьбе с ересями и для поддержания порядка в быстро растущей Церкви.
Окончательное оформление иерархии, в том числе и титула архиепископа, произошло в IV веке, после прекращения гонений и легализации христианства. Первый Вселенский Собор в Никее (325 год) и последующие Соборы законодательно закрепили сложившуюся практику.
Изначально термин «архиепископ» (греч. ἀρχιεπίσκοπος — старший над епископами) был синонимом титула «митрополит». Он обозначал епископа главного города провинции, которому подчинялись епископы других городов этой провинции (его «суффраганы»).
Архиепископ-митрополит:
- Председательствовал на поместных соборах епископов своей области.
- Утверждал избрание новых епископов для своей митрополии.
- Был высшей судебной инстанцией для епископов своего округа.
- Представлял свою церковную область перед государственной властью.
Дальнейшее развитие иерархии привело к появлению ещё более крупных образований — патриархатов. Второй Вселенский Собор (381 г.) возвысил Константинопольский престол, дав ему второе место после Рима. Халкидонский Собор (451 г.) официально закрепил «пентархию» — пятерку главнейших кафедр (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим), глав которых стали именовать патриархами.
В этой системе титул «архиепископ» стал занимать промежуточное положение между митрополитом и патриархом. Некоторые особо значимые кафедры, не ставшие патриархатами, получили статус автокефальных архиепископий (например, Кипрская Церковь). Их предстоятели были независимы и имели титул архиепископа.
На Руси титул архиепископа изначально носили предстоятели важнейших кафедр, являвшихся центрами церковных областей:
- Первым архиепископом стал святитель Новгородский в XII веке, так как Новгород был мощным самостоятельным политическим центром.
- Затем титул получили архиереи Ростова, Рязани и других ключевых епархий.
После учреждения патриаршества в Москве в 1589 году сложилась трёхступенчатая иерархия почётных отличий для правящих архиереев:
1. Епископ — глава простой епархии.
2. Архиепископ — глава древней или значимой епархии, удостоенный этого титула.
3. Митрополит — глава крупнейшей епархии или важнейшего церковного центра (например, митрополиты Киевские, Московские, Петербургские).
Архиепископ в наши дни:
Архиепископ — это не чин выше епископа, а почетный титул, который присваивается епископу за его личные заслуги перед Церковью или который указывает на особую историческую значимость возглавляемой им кафедры. Чаще всего этот титул является знаком признания многолетних миссионерских, пастырских или административных трудов владыки.
Служение архиепископа:
По своей сути служение архиепископа ничем не отличается от служения любого другого правящего епископа. Он — отец отцов, духовный пастырь для священников и мирян своей епархии. Он — хранитель чистоты веры, проповедник и учитель. На его плечах лежит огромная ответственность за духовное состояние вверенной ему паствы, за рукоположение достойных священнослужителей, за благотворительную и социальную деятельность, за состояние храмов и монастырей.
Облачения епископа и архиепископа:
Облачение епископа и архиепископа в Православной Церкви — это не просто богатые одежды, а глубоко символичное священнодейственное одеяние, где каждый элемент имеет библейское или историческое значение.
Поскольку архиепископ — это тот же епископ, удостоенный почетного титула, основа их облачения абсолютно идентична. Различия заключаются в нескольких деталях, которые являются знаками отличия архиепископа.
Общее облачение епископа (и архиепископа):
- Подризник (Стихарь) — длинная одежда с узкими рукавами, надеваемая первой. Символизирует чистоту души и является общей для всех священнослужителей.
- Епитрахиль — лента, надеваемая на шею. Символизирует благодать Святого Духа и иго священства.
- Пояс — символизирует силу, истину и готовность к служению.
- Набедренник и Палица — четырехугольные платы, надеваемые на бедро на лентах. Палица (носится с правой стороны) — исключительная принадлежность епископа и награжденных архимандритов и протоиереев. Символизирует «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17).
- Саккос — верхняя царственная одежда, похожая на короткую тунику с отверстием для головы и широкими рукавами. Заменяет собой фелонь (ризу), которую носят священники. Символизирует багряницу Христа и одежду уничижения, в которую Его одели во время страданий. Украшается колокольцами, напоминающими о звоне Aaron's звонцах, а также о проповеди епископа, которая должна быть слышна повсюду.
- Омофор — главный и самый заметный элемент епископского облачения. Это широкая длинная лента, украшенная крестами, которую возлагают на плечи. Существует великий омофор (носится в начале литургии) и малый омофор (носится после чтения Евангелия). Он символизирует заблудшую овцу, которую Добрый Пастырь несет на своих плечах назад в стадо. Таким образом, епископ, нося омофор, символизирует Христа, несущего на Себе грехи людей.
- Митра — головной убор. Богато украшенная корона, символизирующая царственное достоинство епископа как служителя Царя Небесного, а также терновый венец Спасителя. Это один из ключевых элементов отличия облачения архиепископа.
- Панагия и Наперсный Крест — на груди поверх саккоса епископ носит наперсный крест. Кроме него, он носит панагию (от греч. «Всесвятая») — небольшой образ Божией Матери, символизирующий попечение епископа о пастве, как Богородица имеет попечение обо всех христианах.
- Жезл (Посох) — Символизирует пастырское служение епископа: он призван направлять паству, поддерживать слабых и обличать заблудших. Завершается обычно двумя змейками, которые символизируют мудрость и власть.
Ключевые отличия в облачении архиепископа
Как уже было сказано, архиепископ имеет право на ношение нескольких дополнительных знаков отличия, подчеркивающих его почетный статус.
- Крест на митре. У епископа митра украшена иконами и шитьём, но увенчана она небольшим полушарием с крестиком на маковке. У архиепископа (а также у митрополита) на вершине митры устанавливается украшенный крест. Это самое заметное различие.
2. Цвет митры. В Русской Православной Церкви епископ имеет право носить митру из темных или светлых тканей, часто серебряного цвета. Архиепископы и митрополиты носят белую (или золотую) митру как знак большего почёта.
3. Наперсный (нагрудный) крест. Епископ носит на груди только панагию. Архиепископ (и митрополит) имеет право носить поверх облачений и панагию, и наперсный крест. Обычно крест носится поверх саккоса, а панагия может носиться поверх креста или отдельно.
Резюмируя сказанное, отмечаем, что архиепископ — это не «более главный» епископ в плане власти, а более опытный и заслуженный архиерей, удостоенный особого титула за свои труды, но продолжающий нести такое же епископское служение в своей епархии.