Апостол и евангелист Марк. Благовестие для язычников
Молебен Всем Святым в Свято-Даниловом монастыре
Кем был апостол Марк и где благовествовал?
Сегодняшним письмом мы открываем цикл бесед, посвящённый Четвероевангелию и его авторам – апостолам Матфею, Луке, Иоанну Богослову и Марку. Что мы знаем об их жизни? Насколько они были близки Спасителю? Где проповедовали Слово Божие? Когда и для кого составили свои Евангелия. Наконец, в чём их свидетельства о Христе различаются между собой? Мы постараемся ответить на каждый из этих вопросов, начав с автора Евангелия от Марка.
Свидетельств о жизни святого Марка до апостольства Священное Предание для нас не сохранило. Его почитают в числе апостолов от 70 и, вероятнее всего, он лично знал Спасителя и был хотя бы отчасти свидетелем Его жизни. На это указывает автобиографический эпизод оставленный евангелистом в тексте своего благовестия: «Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк. 14:50-52).
Здесь Марк не назван по имени, но этот эпизод присутствует только в одном Евангелии. Подобно тому, как только в Евангелии от Иоанна упоминается «ученик, которого любил Иисус». В обоих случаях апостолы писали о себе, но из скромности не называли имени. Из этого отрывка мы также знаем, что на момент земной жизни Господа Марк был совсем молодым человеком. После Пятидесятницы юный апостол стал ближайшим сподвижником апостола Петра.
С Петром Марк прошёл через множество городов, где их совместными трудами были основаны Церкви. Как минимум единожды они вместе посетили Рим. Священное Предание также приписывает апостолу Марку основание Церкви в Александрии Египетской, где он принял мученический венец. Именно оттуда в 829-м году были вывезены в Венецию мощи святого евангелиста, которые ныне покоятся в соборе святого Марка.
Когда и для кого апостол написал Евангелие?
Есть несколько версий о времени и месте написание Евангелия от Марка. Но наиболее достоверной представляется «римская». Согласно ей, апостол писал своё благовествование со слов своего старшего товарища – апостола Петра. Именно воспоминаниями последнего объясняется множество ярких описательных моментов повествования, которые мог знать лишь непосредственный очевидец событий. Кроме того, Климент Александрийский, Ириней Лионский, Ориген, Тертуллиан и другие святые первых веков подтверждают эту версию.
Например, Папий Иерапольский во втором веке оставил такое свидетельство об авторстве Евангелия от Марка: «Он точно записал всё, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слушал Господа и не ходил за Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Так что Марк ничуть не погрешил, записывая всё так, как он запомнил. Заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно».
Сам апостол Пётр в своём первом послании упоминает, что Марк находился в числе его спутников, посещавших столицу Римской империи: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне (распространённая в древности метафора, указывающая на Рим) и Марк, сын мой» (1Пет. 5:13). Наконец, в пользу написания Евангелия для Римской Церкви свидетельствуют и встречающиеся в тексте латинизмы: центурион, легион, динарий, кустодия (стража), кодрант и т.п.
Интересно, что в тексте Марка есть ряд хронологических уточнений, где со слов Петра он поправляет воспоминания Матфея. Например, в рассказе об укрощении бури на Галилейском море в ходе путешествия в Гадаринскую страну Марк уточняет, что это случилось вечером того же дня, когда Христос рассказывал притчи о Царстве Небесном, стоя в лодке перед собравшимся народом (Мк. 4:35). А у Матфея о притчах и буре рассказывается в разное время. Таким образом, Евангелие от Марка было написано вторым. Обычно его датируют 60-70-ми годами первого века.
Особенности Евангелия по Марку
Мы помним, что Евангелия от Матфея, Марка и Луки называют «синоптическими» («совместным рассказом») за их множественные совпадения между собой. При этом, Евангелие от Марка наименее уникальное из всех, так как имеет всего порядка 10% уникальных сведений. Но от этого они не становятся менее важными для нас. Например, именно здесь приведена знаменитая максима: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).
Евангелие от Марка можно назвать «самым стремительным». Причём не только потому, что по объёму и количеству глав оно наиболее короткое. В тексте апостола часто встречаются слова «тотчас», «немедленно», которые как будто подчёркивают, что время Спасителя небезгранично: час Его смерти уже предопределен Богом и поэтому Он спешит совершить всё, что Ему предназначено. У Марка нет родословия Богочеловека – с первых же слов читатель погружается в события, важные для домостроительства нашего спасения.
Благовестие сподвижника апостола Петра ориентировано, прежде всего, на христиан из бывших язычников. Поэтому в нём мало обличений фарисеев и обращений к ветхозаветным пророчествам. Вместо этого апостол Марк объясняет читателям ряд специфических еврейских терминов и обычаев, даёт справки из географии Палестины. Язык повествования живой и приближенный к разговорному.
Текст святого Марка начинается с рассказа о проповеди Иоанна Предтечи, чтобы показать ранее крещённым в покаяние преемственность между Иоанном Крестителем и Господом. В благовествовании апостол делает упор на чудеса и проповеди Богочеловека, которые должны были укрепить веру в новообращённых христианах. Он говорит о Господе, как о «власть имеющем», как о Небесном Царе, выступившем на спасение своих людей. И пусть молитвами апостола Марка и всех святых мы с Вами тоже окажемся в числе наследников Царствия Небесного!