Апостол и евангелист Лука. Автор «Евангелия о Жертве»
31 октября, в день памяти апостола и евангелиста Луки, вы можете подать записки за себя и близких:
Апостол Лука адресовал своё Евангелие некоему «достопочтенному Феофилу». Кем был этот человек? Вероятнее всего, одним из богатых и влиятельных жителей Антиохии Сирийской, родного города апостола Луки, и покровителем местной церковной общины. Анализ текста Евангелия от Луки обнаруживает глубокие познания его автора в римском праве, медицине, географии, истории. Вероятнее всего, в юности Лука получил классическое эллинистическое образование.
В тексте своего Благовестия и «Деяний апостольских», также посвящённых Феофилу, Лука всегда верно приводит титулы встречаемых правителей, подробно сообщает о тех или иных юридических процедурах, профессионально описывает недуги исцеляемых Спасителем и апостолами людей, а также изъясняет читателю нюансы греческой культуры. Само Евангелие от Луки написано на греческом разговорном диалекте тех времён, именуемом «койне».
Поскольку свой текст Лука адресовал общине христиан из бывших язычников, он сгладил в нём множество упоминаний язычников в отрицательном контексте, чтобы его проповедь была понята без обид. Так, в Нагорной проповеди у Матфея Спаситель говорит: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:47). А в Евангелии от Луки это звучит по-иному: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают» (Лк. 6:33).
Евангелие от Луки имеет ещё две важных особенности. Во-первых, оно повествует о воплощении, проповеди и крестном пути Иисуса Христа, преимущественно как о жертве за всё человечество. Во-вторых, Лука приводит родословие Иисуса Христа, выводя его от первого на Земле человека – Адама. В то время, как Матфей, писавший для христиан из евреев, выводил род Богочеловека от Авраама. В тексте Луки присутствует и самое большое количество притч Спасителя.
Евангелие от Луки больше других сообщает нам о детстве Спасителя, содержит знаменитые славословия, такие как «Песнь Богородицы», «Песнь Симеона», «Ангельское славословие» и другие. Лука старается рассказывать о происходящем в строгом хронологическом порядке и давать привязку к историческим ориентирам. Для этого в ходе описания евангельских событий он упоминает имена светских правителей и события Римской империи, происходившие параллельно.
Для текста «Деяний апостольских» характерны: такой же историзм повествования, привязка к личностям правителей и соблюдение хронологии. «Деяния» начинаются там, где заканчивается Евангелие от Луки – на событии Вознесения Господня. И заканчиваются рассказом о посещении апостолом Павлом Рима. «Деяния» сообщают о создании Церкви в день Пятидесятницы, раскрывают подробности Апостольского собора в Иерусалиме, на котором было решено, что христианам не обязательно соблюдать иудейские ритуальные правила.
Особенности изложенных Лукой Евангелия и «Деяний апостольских» стали причиной того, что его именуют «первым церковным историком» и «первым церковным юристом». Но это ещё не все его таланты. Апостол Павел в послании к колоссянам называет Луку врачом. Подробности заболеваний, точно описанные святым Лукой в своём Евангелии, также указывают на его глубокие познания в медицине.
Священное Предание называет апостола Луку и первым иконописцем. Всего апостолу Луке приписывают создание более семидесяти образов Божией Матери. В том числе: «Киккской», «Владимирской», «Иерусалимской», «Смоленской», «Иверской», «Тихвинской», «Ченстоховской», «Эдесской», «Казанской». Также кистью апостола была написана и икона апостолов Петра и Павла. По преданию, после создания первого своего образа, ещё во время земной жизни, Богородица благословила Луку продолжать иконописание.
Проповедь и кончина апостола Луки
Существует два мнения об обращении апостола Луки в христианство. Одно из них гласит, что Лука никогда лично не встречал Спасителя и был обращён в христианство апостолом Павлом во время его второго миссионерского путешествия. Вторая версия включает Луку в число первых 70-ти апостолов, которых Христос посылал на проповедь, исцеление народа и изгнание бесов, а также в число двух учеников (Лука и Клеопа), которым Спаситель явился по Воскресении из мёртвых на пути в Эммаус.
Преподобный Симеон Метафраст, собиравший сведения о житиях святых в X веке, сообщает, что апостол Лука получил своё образование в Греции и Египте – тогдашних столицах учёности. По предположению ряда авторов он мог даже помогать апостолу Павлу в написании его посланий, а также – консультировать его как юрист. Совершенно точно, что Лука лечил апостола Павла в период его первого и второго заключений в Риме, так как часто миссионерствовал вместе с ним.
После смерти Павла апостол Лука благовествовал в греческой Ахайе. Прошёл Ливию, Египет, Фиваиду. А затем вернулся в Грецию для проповеди в Беотии, где умер глубоким старцем, в 84 года. По одним сведениям мученически, по другим – скончавшись мирно. Глава апостола хранится в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре Афона, тело – в католической базилике святой Юстины в Падуе (Италия), а ещё часть мощей – на Кипре в обители Пангия-Киккос, где пребывает и один из образов Божией Матери его авторства.
Каждый читатель Евангелия от Луки поражается точности святого в изложении событий и проникается осознанием того подвига, который ради него понёс Господь Иисус Христос! Помолимся же сегодня апостолу и евангелисту Луке, чтобы он даровал нам исцеление от духовных и телесных недугов, даровал разумение Священного Писания и благословил нас талантами в той же мере, в какой обладал ими и сам!