13.05.2022

Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Автор «Евангелия любви»

21 мая – память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вы можете подать записки на молебен Всем Святым в Свято-Даниловом монастыре:

подать записку

Кем был апостол Иоанн и где благовествовал?


apostol1


Сегодняшняя беседа будет продолжать наш цикл писем, посвящённых Четвероевангелию и его авторам – апостолам Матфею, Луке, Марку и Иоанну Богослову. В прошлый раз мы говорили о Евангелии от Марка, а сегодня рассмотрим Евангелие от Иоанна. Первые апостолы происходили из простых галилейских рыбаков, но обладали определённым положением в обществе, так как тот же апостол Иоанн был знаком иудейскому первосвященнику. По Преданию, он приходился Спасителю родственником, так как был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа Обручника.

Будущие апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный начинали духовный путь как ученики пророка Иоанна Крестителя. Однажды Предтеча на берегу Иордана указал им на идущего мимо Иисуса Христа и сказал «се Агнец Божий, вземлящий грехи мира», после чего они последовали уже за Спасителем. Вскоре апостолы убедились в правоте своего решения и позвали с собой своих братьев. Иоанн – Иакова, а Андрей – Симона, которого Спаситель нарёк Петром.

Иоанн стал любимым учеником Господа. Он присутствовал при всех Его чудесах и проповедях. В том числе и там, куда Спаситель не брал некоторых из 12 апостолов. Например, на горе Фавор, где преображённый Богочеловек беседовал с пророками Моисеем и Илиёй. Также Иоанн единственный, кто остался со Христом при крестных страданиях, где Спаситель поручил ему заботу о Пресвятой Богородице. За их глубокую преданность себе Господь нарёк братьев Иакова и Иоанна «сынами грома».

После сошествия на апостолов Святого Духа, когда они бросили жребий кому и где проповедовать, апостолу Иоанну достались города Малой Азии. Здесь сын Зеведея основал несколько Церквей и надолго поселился в городе Ефесе. По Преданию, во время гонений Нерона он был схвачен и отвезён в Рим, где его заставили выпить яд. Но так как он не повредил апостолу, император сослал его на остров Патмос. Здесь он и преставился ко Господу в глубокой старости, оставив нам Евангелие, три своих послания и книгу Откровения (Апокалипсис).


Особенности Евангелия по Иоанну


apostol2

 
Благовестие от Иоанна было написано позже трёх «синоптических» Евангелий и во многом дополняет свидетельство других евангелистов. Композиционно оно построено вокруг священного числа семь, соответствующего дням творения мира Богом. О них в повествовании апостола Иоанна напоминают семь проповедей Спасителя и семь чудес Господа Иисуса Христа. Причём главное из чудес – воскрешение Лазаря – описано только у Богослова.

«Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31), – говорит апостол о цели своего труда. Благовествуя, любимый ученик Христа больше других говорит о Спасителе как о воплотившемся Боге: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. … В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:1-5).

Именно за глубокую христологию повествования апостол Иоанн был прозван Богословом и на иконах часто изображается с орлом, символически обозначающем высокий полёт мысли евангелиста: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. …Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:14,18).

В отличие от трёх «синоптиков», рассматривавших крест как заместительную жертву искупления за грехи всего человечества, апостол Иоанн о смерти Богочеловека пишет, скорее, как о прославлении и воссоединении с Богом Отцом. Иоанн Богослов в тексте своего Евангелия ни разу не упоминает об аде, зато делает акцент на обещанном Богом Сыном приходе к ученикам Утешителя – Бога Духа Святого.

Апостол Иоанн в своём Евангелии много говорит о пришедшем в мир вместе с грехопадением болезненном дуализме, когда он вынужден выбирать между добром и злом внутри себя. Святой ученик Спасителя не устаёт напоминать о том, какую лёгкость и внутреннюю свободу обретает человек, уверовавший и избравший для себя путь следования за Христом: «а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 2:21).


Продолжение письменного благовестия апостола


apostol3


Евангелие апостола, всё пронизанное повествованием о любви Бога к миру, продолжают три его послания к первым христианам. В них святой Иоанн Богослов ещё полнее раскрывает перед читателем сам дух христианства: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8).
 
К своим посланиям и Евангелию, апостол Иоанн Богослов добавил и книгу «Апокалипсис» или «Откровение», которую написал для христиан по внушению Духа Святого. Многие считают, что эта книга описывает только катаклизмы, предшествующие концу времён и Страшный Суд, но это не так. Откровение является дополнением к Евангелию, так как возвещает христианам благую весть о вечном блаженстве с Богом в новом мире, который будет создан Творцом после Страшного Суда.
 
Автор Евангелия, трёх посланий и Апокалипсиса сообщил нам не всё, что ему было открыто. Но самой главной тайной мироздания он щедро поделился с каждым христианином: Бог – это любовь! И человек, желающий следовать за Христом и стяжать Духа Святого должен научиться искренне и горячо любить Бога и ближних. С нами Вы можете проявить свою любовь к ближним, подав записку о них ко дню памяти «апостола любви»!

подать записку

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram