Ангелы имеют тело с крыльями
Ангелы – посланники Бога, выражающие Его волю. Они бесплотны и бесполы. Фильмы, книги, картины рисуют нам самые разные изображения этих существ. Одни имеют прекрасное лицо и женственную фигуру, другие лик сурового воина с мечом в руках, а третьи представлены пухленькими улыбчивыми младенцами. Но все они имеет один и тот же атрибут – крылья. А что по поводу их наличия говорит Православная Церковь? Современные ученые взяли за основу существующие изображения Божиих посланников и, опираясь на законы физики, провели исследование летательных способностей этих существ. В результате был вынесен вердикт – летать не могут. Если сравнивать их с птицами, то слишком мала площадь крыла по отношению к массе тела, а если сравнивать с насекомыми, то имеются неполадки с работой мышц. Похоже, что ученые проводили свое исследование лишь в рамках любопытства и интереса, ведь земные законы не действуют в Божьем мире. Действительно, от ангельских крыльев не требуется подъемная сила. Это лишь символ и атрибут Божиих посланников, указывающий на их способность стремительно перемещаться в пространстве и свободно проходить сквозь материальные и другие объекты. Крылья – это нечто отличительного знака, по которым люди узнают служебных духов. Само название «ангел» имеет древнегреческое происхождение и переводится как «посланец, вестник». В этом и состоит их главная задача – возвещать Божью волю, прославлять Бога и служить Ему (Ис. 6:3). Эти бесплотные духи имеют разум и свободную волю, они осознанно избрали путь послушания и служения Богу, так что являются активными участниками Божественного промысла. Господь создал ангельский мир до появления видимого мира «Быт. 1:1). Эти бестелесные существа всегда «при исполнении». У них нет своей личной жизни – только работа, которая позволяет им проявить свои индивидуальные качества и характер. Они отличаются друг от друга степенью власти и совершенства, а их индивидуальность усматривается в направлении деятельности, которая связана с зонами личной ответственности. Есть мнение, что ангелы могут быть как видимыми, так и невидимыми, принимать человеческий облик, но когда они появляются перед людьми, то обнаруживают не свои истинные тела, а проявляются в результате специального действия, в силу которого человек видит их как вещественных существ. Несмотря на то, что ангелы могут мгновенно перемещаться в пространстве, одновременно присутствовать в двух разных и более местах они не могут. Так как они бесплотны, то троякому измерению не подлежат. Порядок чинов Небесной канцелярии приведен в сочинении «О небесной иерархии», автором которого является афинский мыслитель и христианский святой 1 века Дионисий Ареопагит. Согласно этому учению, ангелы подразделяются на следующие лики и чины: Первый лик – Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы – значит пламенные. Они любят Создателя пламенной любовью и такую же любовь возбуждают в сердцах других. Херувимы обладают полнотой знания и премудростью. Престолы – возвышенные и озаренные благодатью. Через них Господь вершит Свое правосудие. Второй лик – Господство, Сила и Власть. Первые научают людей господствовать над своей волей, оказывать сопротивление искушениям злых духов. Силы – это ангелы, через которых Господь творит чудеса. Они же наделяют этой способностью Божиих угодников, которые совершают чудеса на земле при своей жизни. Власти укрощают силу бесов, посылают укрепление подвижникам в их духовном и телесном подвиге. Третий лик – Начала, Архангелы и Ангелы. Начала управляют вселенной, охраняют страны и народы. Это Ангелы Народоправители. Одним из них является архистратиг Михаил, который заботился об иудейском народе (Дан. 10:21). Архангелы несут благую весть, просвещают и укрепляют в людях веру, а Ангелы ближе всего стоят к людям, имея о нас особое попечение. Ангелами принято называть как низшие чины, так и все небесные силы в общем, от чего и происходит путаница. Облик большинства этих существ нам неизвестен, хотя кое-какая информация на этот счет имеется. Так, Серафимы обладают шестью крыльями. Средние они, как пишет Дионисий Ареопагит, используют для «беспрестанного движения», а остальными закрывают ноги и лицо. Поскольку Серафим – это пламенный, то их нередко изображают в вихрях пламени как струящихся потоках благодати. Херувимы имеют четыре крыла, а еще у них по всему телу расположено множество глаз. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь — все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око». Пророк Иезекииль в своей книге описывает Херувимов еще сложнее. В описании он приводит четыре бычьих ноги, четыре руки и четыре лика тетраформа – лица человека и льва справа, и быка и орла – слева. Эти существа источали огненное сияние, двигались стремительно, как молния, и меняли направление движения, не поворачиваясь. Кроме того, пророк описывал колеса, которые неотступно сопровождали Херувимов. Конечно, такой облик ставил иконописцев в тупик, поэтому на иконах мы можем видеть Херувимов, так сказать в «упрощенном варианте» с человеческим лицом, нимбом и четырьмя крыльями. На фреске Джиусто де Менабуони XIV века, изображающей изгнание из рая Адама и Евы, Херувим имеет облик молодого юноши с мечом в руках. В принципе, это вполне соответствует библейскому описанию: юношу можно принять и за деву, ведь ангелы бесполы и разглядеть их принадлежность к какому-то полу невозможно из-за свободной одежды. Их тела имеют человеческие очертания, то есть такие, какие они выбирают для того, чтобы явиться людям. Руководящих ангелами Архангелов мы знаем поименно. Всего их семь: Архангел Михаил. Его часто изображают в виде воина с мечом или копием в руке. Он главный поборник славы Божией, хранящий непоколебимую верность Небесному Царю. Архангел Гавриил. Его можно видеть на иконах с райской ветвью или фонарем с горящей свечой в руке. Он провозвещает судьбы Божии. Архангел Рафаил. Нередко его изображают с алавастровым сосудом, в котором находится целительное масло. Это ангел милосердия, оказывающий помощь всем страждущим. Архангел Уриил. На иконах он стоит с опущенной вниз молнией. Его считают покровителем ученых, умы которых он просвещает откровением полезных истин. Архангел Селафиил. Это ангел молитвы. Он держит в руках четки, либо изображается в характерной молитвенной позе с руками, в благоговении приложенными к груди. Архангел Иегудиил. В одной руке он держит золотой венец, а в другой бич из трех шнуров. Венцом он поощряет людей, которые подвизаются во славу Божию, а бичом защищает от врагов. Архангел Варахиил. Он посылает Божье благословение тому, кто печется о небесном и стремится получить вечное благословение. Архангелу Михаилу принадлежит ведущая роль в пророчестве о конце света – Откровении Иоанна Богослова. Именно он ниспроверг восставшего Денницу – ангела утренней зари, который изначально относился к чину Херувимов, то есть был самым приближенным к Богу ангелом. Архангела и архистратига святого Михаила часто изображают на поле битвы, топчущим ногами поверженного дьявола. Архангела Гавриила мы знаем как посланца радостных вестей. Это он принес Деве Марии весть о рождении у нее богомладенца. Эти светлые духовные существа, занимающие последний, девятый чин иерархии, стоят к нам ближе всего и имеют о нас особое попечение. При Крещении каждому христианину дается ангел-хранитель. При это они не равнодушно исполняют волю Божию, а «радуются о каждом кающемся грешнике» (Лк. 15:10). Считается, что своими добрыми делами и поступками человек приближает ангела к себе, а злыми – отгоняет от себя. Задача каждого верующего христианина – стремиться к тому, чтобы быть как можно ближе к своему ангелу-хранителю, тесно общаться с ним, беседуя в молитвах. Согласно учению Православной Церкви, каждый человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших от Бога ангелов, войдя в Собор Ангелов. Конечно, этого можно достичь только при условии чистоты и святости собственной жизни. Еще при своей земной жизни мы должны готовить себя к жизни на небесах, где обитает светлое и святое войско Христово. Ангелы сопровождают нас в мир иной и там не покидают. В книге Юлии Воскресенской «Мои посмертные приключения» описана сцена, где душа почившей героини не смогла приблизиться к Богу и ангел-хранитель был вынужден отступить вместе с ней, то есть он ее не бросил, остался со своей подопечной. Летать не могут
Цели и задачи
Табель о рангах
Архангелы или старшие Ангелы
Ангелы