03.04.2023

Ангелы имеют тело с крыльями

Ангелы – посланники Бога, выражающие Его волю. Они бесплотны и бесполы. Фильмы, книги, картины рисуют нам самые разные изображения этих существ. Одни имеют прекрасное лицо и женственную фигуру, другие лик сурового воина с мечом в руках, а третьи представлены пухленькими улыбчивыми младенцами. Но все они имеет один и тот же атрибут – крылья. А что по поводу их наличия говорит Православная Церковь? 

Летать не могут

Современные ученые взяли за основу существующие изображения Божиих посланников и, опираясь на законы физики, провели исследование летательных способностей этих существ. В результате был вынесен вердикт – летать не могут. Если сравнивать их с птицами, то слишком мала площадь крыла по отношению к массе тела, а если сравнивать с насекомыми, то имеются неполадки с работой мышц. Похоже, что ученые проводили свое исследование лишь в рамках любопытства и интереса, ведь земные законы не действуют в Божьем мире. 

Действительно, от ангельских крыльев не требуется подъемная сила. Это лишь символ и атрибут Божиих посланников, указывающий на их способность стремительно перемещаться в пространстве и свободно проходить сквозь материальные и другие объекты. Крылья – это нечто отличительного знака, по которым люди узнают служебных духов. 

Цели и задачи

Само название «ангел» имеет древнегреческое происхождение и переводится как «посланец, вестник». В этом и состоит их главная задача – возвещать Божью волю, прославлять Бога и служить Ему (Ис. 6:3). Эти бесплотные духи имеют разум и свободную волю, они осознанно избрали путь послушания и служения Богу, так что являются активными участниками Божественного промысла. Господь создал ангельский мир до появления видимого мира «Быт. 1:1). Эти бестелесные существа всегда «при исполнении». У них нет своей личной жизни – только работа, которая позволяет им проявить свои индивидуальные качества и характер. 

Они отличаются друг от друга степенью власти и совершенства, а их индивидуальность усматривается в направлении деятельности, которая связана с зонами личной ответственности. Есть мнение, что ангелы могут быть как видимыми, так и невидимыми, принимать человеческий облик, но когда они появляются перед людьми, то обнаруживают не свои истинные тела, а проявляются в результате специального действия, в силу которого человек видит их как вещественных существ. Несмотря на то, что ангелы могут мгновенно перемещаться в пространстве, одновременно присутствовать в двух разных и более местах они не могут. Так как они бесплотны, то троякому измерению не подлежат. 

Табель о рангах

Порядок чинов Небесной канцелярии приведен в сочинении «О небесной иерархии», автором которого является афинский мыслитель и христианский святой 1 века Дионисий Ареопагит. Согласно этому учению, ангелы подразделяются на следующие лики и чины:

  1. Первый лик – Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы – значит пламенные. Они любят Создателя пламенной любовью и такую же любовь возбуждают в сердцах других. Херувимы обладают полнотой знания и премудростью. Престолы – возвышенные и озаренные благодатью. Через них Господь вершит Свое правосудие.

  2. Второй лик – Господство, Сила и Власть. Первые научают людей господствовать над своей волей, оказывать сопротивление искушениям злых духов. Силы – это ангелы, через которых Господь творит чудеса. Они же наделяют этой способностью Божиих угодников, которые совершают чудеса на земле при своей жизни. Власти укрощают силу бесов, посылают укрепление подвижникам в их духовном и телесном подвиге. 

  3. Третий лик – Начала, Архангелы и Ангелы. Начала управляют вселенной, охраняют страны и народы. Это Ангелы Народоправители. Одним из них является архистратиг Михаил, который заботился об иудейском народе (Дан. 10:21). Архангелы несут благую весть, просвещают и укрепляют в людях веру, а Ангелы ближе всего стоят к людям, имея о нас особое попечение. 

Ангелами принято называть как низшие чины, так и все небесные силы в общем, от чего и происходит путаница. Облик большинства этих существ нам неизвестен, хотя кое-какая информация на этот счет имеется. Так, Серафимы обладают шестью крыльями. Средние они, как пишет Дионисий Ареопагит, используют для «беспрестанного движения», а остальными закрывают ноги и лицо. Поскольку Серафим – это пламенный, то их нередко изображают в вихрях пламени как струящихся потоках благодати. 

Херувимы имеют четыре крыла, а еще у них по всему телу расположено множество глаз. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь — все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око». Пророк Иезекииль в своей книге описывает Херувимов еще сложнее. В описании он приводит четыре бычьих ноги, четыре руки и четыре лика тетраформа – лица человека и льва справа, и быка и орла – слева. Эти существа источали огненное сияние, двигались стремительно, как молния, и меняли направление движения, не поворачиваясь.

Кроме того, пророк описывал колеса, которые неотступно сопровождали Херувимов. Конечно, такой облик ставил иконописцев в тупик, поэтому на иконах мы можем видеть Херувимов, так сказать в «упрощенном варианте» с человеческим лицом, нимбом и четырьмя крыльями. На фреске Джиусто де Менабуони XIV века, изображающей изгнание из рая Адама и Евы, Херувим имеет облик молодого юноши с мечом в руках. В принципе, это вполне соответствует библейскому описанию: юношу можно принять и за деву, ведь ангелы бесполы и разглядеть их принадлежность к какому-то полу невозможно из-за свободной одежды. Их тела имеют человеческие очертания, то есть такие, какие они выбирают для того, чтобы явиться людям.

Архангелы или старшие Ангелы

Руководящих ангелами Архангелов мы знаем поименно. Всего их семь:

  1. Архангел Михаил. Его часто изображают в виде воина с мечом или копием в руке. Он главный поборник славы Божией, хранящий непоколебимую верность Небесному Царю.

  2. Архангел Гавриил. Его можно видеть на иконах с райской ветвью или фонарем с горящей свечой в руке. Он провозвещает судьбы Божии.

  3. Архангел Рафаил. Нередко его изображают с алавастровым сосудом, в котором находится целительное масло. Это ангел милосердия, оказывающий помощь всем страждущим. 

  4. Архангел Уриил. На иконах он стоит с опущенной вниз молнией. Его считают покровителем ученых, умы которых он просвещает откровением полезных истин.

  5. Архангел Селафиил. Это ангел молитвы. Он держит в руках четки, либо изображается в характерной молитвенной позе с руками, в благоговении приложенными к груди.

  6. Архангел Иегудиил. В одной руке он держит золотой венец, а в другой бич из трех шнуров. Венцом он поощряет людей, которые подвизаются во славу Божию, а бичом защищает от врагов.

  7. Архангел Варахиил. Он посылает Божье благословение тому, кто печется о небесном и стремится получить вечное благословение.

Архангелу Михаилу принадлежит ведущая роль в пророчестве о конце света – Откровении Иоанна Богослова. Именно он ниспроверг восставшего Денницу – ангела утренней зари, который изначально относился к чину Херувимов, то есть был самым приближенным к Богу ангелом. Архангела и архистратига святого Михаила часто изображают на поле битвы, топчущим ногами поверженного дьявола. Архангела Гавриила мы знаем как посланца радостных вестей. Это он принес Деве Марии весть о рождении у нее богомладенца. 

Ангелы

Эти светлые духовные существа, занимающие последний, девятый чин иерархии, стоят к нам ближе всего и имеют о нас особое попечение. При Крещении каждому христианину дается ангел-хранитель. При это они не равнодушно исполняют волю Божию, а «радуются о каждом кающемся грешнике» (Лк. 15:10). Считается, что своими добрыми делами и поступками человек приближает ангела к себе, а злыми – отгоняет от себя. Задача каждого верующего христианина – стремиться к тому, чтобы быть как можно ближе к своему ангелу-хранителю, тесно общаться с ним, беседуя в молитвах. 

Согласно учению Православной Церкви, каждый человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших от Бога ангелов, войдя в Собор Ангелов. Конечно, этого можно достичь только при условии чистоты и святости собственной жизни. Еще при своей земной жизни мы должны готовить себя к жизни на небесах, где обитает светлое и святое войско Христово. Ангелы сопровождают нас в мир иной и там не покидают. В книге Юлии Воскресенской «Мои посмертные приключения» описана сцена, где душа почившей героини не смогла приблизиться к Богу и ангел-хранитель был вынужден отступить вместе с ней, то есть он ее не бросил, остался со своей подопечной. 

А ведь если бы она вела праведную жизнь на земле, то вместе со своим защитником небесным воспарила бы к Богу! Мы сами сегодня можем определить свою участь, очистив свое сердце и приготовить его для принятия сверхъестественной любви – той любви, которой от нас ждет Бог. Ведь это не Бог был такой плохой, что не принял героиню книги в Свои обители. Она сама не была способна в эти обители попасть, потому что не имела в своем сердце любви к Богу. Пусть каждый прожитый день приближает нас к нашему ангелу-хранителю, а значит и Господу!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram