Анафема: что значит это слово
Слово «анафема» звучит в современном мире пугающе, обрастая домыслами и ассоциациями с проклятиями и вечной погибелью. Однако в контексте Православной Церкви его значение гораздо глубже и трагичнее, чем простое осуждение. Это не эмоциональная вспышка гнева, а предельно серьезное каноническое действие, имеющее строго определенный смысл и цель.
Корни слова:
Чтобы понять суть, обратимся к истокам. Слово «ἀνάθεμα» (ана́фема) пришло к нам из греческого языка. Первоначально оно означало «то, что возложено, принесено в дар» или «посвященное Богу» (от глагола ἀνατίθημι – anatithēmi – возлагать, посвящать). В древнегреческом переводе Ветхого Завета этим словом передавалось еврейское понятие «херем», обозначавшее нечто полностью отделенное, посвященное Богу и потому запретное для обычного использования, а иногда – подлежащее уничтожению за идолопоклонство.
Переосмысление в Новом Завете:
В Новом Завете значение слова смещается. Апостол Павел использует его в значении окончательного отлучения, отделения от общины верных за упорное противление истине и разрушение единства Церкви: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16:22).
Здесь анафема – признание человека находящимся вне благодатного общения со Христом и Его Церковью.
«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостол подчеркивает абсолютную неприемлемость искажения Евангелия.
Таким образом, в церковном понимании анафема – это не проклятие на погибель души, а констатация факта: человек (или группа) своими действиями (ересью, расколом, богоотступничеством) сам окончательно отторг себя от Тела Христова – Церкви. Это акт констатации, а не наложения кары. Церковь с горечью признает, что данный человек более не находится в ее спасительном лоне.
Суть Анафемы в Православной Церкви:
Главная цель – защитить чистоту вероучения и единство Церкви от разрушительных ересей и расколов. Анафема – это последний рубеж обороны против лжеучений, грозящих исказить спасительную Истину Христову. Человек, преданный анафеме, не может участвовать в церковных таинствах (исповеди, причастии и др.), которые являются источником благодатной жизни во Христе. Он отсекается от евхаристического общения. Провозглашение анафемы – это не повод для злорадства, а глубоко трагическое событие для Церкви, ведь она всегда молится о заблудших.
Важно понимать, что анафема часто касается не только конкретного человека, но прежде всего еретического учения или деяния, которое он упорно исповедует и распространяет. Человек отлучается как носитель и проповедник губительной для души лжи. Хотя анафема означает полное отлучение, но дверь к возвращению (через глубокое покаяние и отречение от ереси) формально остается открытой. История знает примеры (хотя и редкие) снятия анафемы. Главное условие – искреннее обращение к истине. Однако акцент делается на том, что пока человек пребывает в ереси, он сам пребывает вне Церкви.
Анафема и «Чины Торжества Православия»
Наиболее известное публичное провозглашение анафем в Православии происходит в Неделю Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста). В специальном чине возглашается вечная память защитникам веры и анафема (отлучение) главным еретикам и ересям всех веков (арианству, несторианству, монофизитству, иконоборчеству и др.), а также тем, кто и в наши дни упорствует в расколах или тяжких грехах, разрушающих Церковь. Это не проклятия, а торжественное свидетельство веры и охранительная граница, отделяющая истину от лжи.
Пример из Истории России:
В 1918 году Святейший Патриарх Тихон предал анафеме гонителей Церкви и веры, тех, кто «творил...кровавые расправы над ни в чем не повинными людьми», прямо называя их дела «сатанинскими». Это был акт не политической борьбы, а пастырского предупреждения и защиты паствы, констатация того, что власти, сознательно идущие на гонения и убийства невинных, поставили себя вне закона Божьего и вне общения с верующим народом. Анафема была направлена против деяний и их сознательных исполнителей.
Возможно ли снять анафему?
Да, снять анафему возможно. Это отлучения от церковного общения здесь и сейчас, вызванного упорством в тяжком грехе против веры или единства Церкви. Ключом к снятию анафемы является искреннее покаяние и отречение от того, что привело к отлучению.
Вот как это происходит в Православной Церкви:
- Основание для снятия. Человек, преданный анафеме, должен глубоко осознать свою вину, раскаяться в ней перед Богом и Церковью. Если анафема была связана с ересью или расколом, он должен публично и ясно отречься от этих ложных учений или действий, признав правоту Православной веры. Если анафема была за тяжкие грехи против Церкви (например, гонения, богохульство), необходимо принести глубокое покаяние в этих грехах и изменить свою жизнь.
– Процедура снятия. Анафема накладывается соборно (Собором епископов или, в особых случаях, Патриархом с последующим соборным утверждением). Соответственно, и снимается она только соборным решением Церкви. Кающийся обращается с прошением о снятии анафемы к церковной власти (обычно к епархиальному архиерею или Синоду). Церковные власти тщательно исследуют искренность покаяния, глубину понимания своей ошибки и твердость намерения жить по канонам Церкви. Это может включать длительный период испытания. Если покаяние признается искренним и достаточным, соответствующий церковный орган (Собор епископов, Священный Синод) выносит решение о снятии анафемы. Это решение обычно обнародуется.
- Восстановление в общении. Снятие анафемы означает восстановление человека в полном церковном общении. Он вновь получает право участвовать в церковных таинствах. Это акт примирения и возвращения «заблудшей овцы» в лоно Церкви.
Исторические примеры снятия анафемы:
Снятие анафем в рамках воссоединения с РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей). В 2007 году произошло восстановление канонического общения между Московским Патриархатом и РПЦЗ. В рамках этого процесса были сняты взаимные прещения (включая анафемы или аналогичные акты отлучения), наложенные в период разделения. Это стало возможным благодаря покаянию, диалогу и согласию в вере.
Важные уточнения:
Снятие анафемы – это не автоматический процесс по прошествии времени. Оно требует сознательного, искреннего и доказанного покаяния. Снятие анафемы, особенно связанной с серьезными ересями или расколами, – сложный и длительный процесс, требующий глубокого богословского диалога и доказательств искренности. В современной практике Православных Церквей наложение анафемы на конкретных живых людей происходит крайне редко. Чаще анафематствуются лжеучения, идеологии или деяния, а также упорствующие раскольники. Это делает процедуру снятия также редкой, но принципиально возможной через покаяние и воссоединение. Даже если анафема не снята при жизни человека, Церковь не судит окончательно о его посмертной участи.
Заключение
Анафема – это суровое, но необходимое духовное лекарство для Тела Христова. Это скорбный акт, которым Церковь ограждает своих чад от смертоносной заразы лжеучения и греха, угрожающих их спасению. Она свидетельствует перед Богом и миром: «Вот тот рубеж, за которым начинается гибель. Мы не можем признать это учение или это действие как исходящее от Христа. Тот, кто сознательно и упорно стоит на этом, сам отделяет себя от нас». Понимание истинного смысла анафемы помогает избежать ложных страхов и видеть в ней проявление не гнева, а скорбящей любви Церкви к истине и к своим заблудшим чадам. Это призыв к осознанию глубины падения и к покаянию – единственному пути обратно в Дом Отчий.