26.09.2022

Алкоголизм как духовная болезнь

Алкогольные напитки существуют с древних времен. Считается, что первым его изготовил Ной, причем сам того не зная. Вспомним притчу про то, как сыновья нашли его в беспамятном состоянии. Отец не знал, чем может обернуться передозировка вином, а потому перебрал, пробуя новый изготовленный им напиток. Ежегодно под влияние «зеленого змия» попадают тысячи людей – мужчин, женщин, подростков. Православное вероучение считает алкоголизм духовной болезнью, а потому и лечение предлагает соответствующее – духовное

Страсть или болезнь?

В медицине алкоголизм признается болезнью, а в христианстве – страстью. На первый взгляд кажется, что это – разные вещи, но, по сути, это одно и то же, просто объясняется с разных позиций. Если говорить о болезни, то сами врачи подтверждают, что это не просто болезнь. Большая часть телесных недугов человека возникает и прогрессирует вне зависимости от его желания, то есть вопреки своей воле, а пьянство является результатом сознательного влечения, особого расположения души. 

Православное Нравственное Богословие определяет эту зависимость от алкоголя как греховную страсть, которая есть не что иное, как злокачественный недуг души, пагубный навык. Конечно, он не появляется в одночасье, а формируется постепенно, когда человек многократно исполняет какие-либо порочные влечения. В дальнейшем они становятся его потребностью, привычкой или зависимостью, вокруг которой и строится вся жизнь. Работа, семья, быт, творчество, увлечения, забота о родителях – все отходит на второй план. Страсть приобретает болезненную форму, потому то и сравнивают ее с болезнью, которая не может пройти сама, без лечения.

Причины появления зависимости

По статистике, из 10 регулярно употребляющих алкоголь людей лишь 6 человек приобретают зависимость от него. Почему так происходит? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, ведь зачастую на человека оказывает влияние целый комплекс негативных факторов. К ним относят наследственность, пример родителей и близких людей, окружение, уровень образования, тяжелые жизненные обстоятельства и др. Не секрет, что подростки и женщины больше подвержены влиянию алкоголя, что и понятно, ведь гораздо проще сломать хрупкий цветок, чем повредить сильное и грубое растение.

Наркологи считают, что полностью избавиться от алкогольной зависимости, если она уже сформирована, нельзя. Алкоголизм неизлечим, и вот почему. Все дело в том, что при регулярном поступлении в организм спиртосодержащих напитков этанол становится неизменным участником протекающих в нем биохимических процессов. Под его влиянием в организме снижается выработка специального фермента, расщепляющего спирт – алкогольредуктазы. И это необратимо. Человек может месяцами и годами не пить, но стоит ему принять хоть рюмку, и он тут же впадает в запой. 

Поэтому освободиться от этой зависимости можно лишь одним способом – не пить совсем. Ни грамма, а для человека, который жизни себе не мыслит без спиртного, это невероятный подвиг, на который способны не все. Трезвость – это образ жизни, а к нему еще нужно прийти и полностью поменять свое мировоззрение, свой привычный взгляд на вещи. Возможно ли это? Возможно, хотя не все методы в этом деле можно считать полезными и эффективными. Когда человек перекладывает ответственность за свою жизнь на врача, кодирование или что-то еще, вряд ли можно ожидать получения долговременного результата. Другое дело, если он готов встретиться со своей зависимостью лицом к лицу, решить свои внутренние проблемы. Тогда шансов на положительный исход больше. 

Ведь самое главное препятствие, которое встает перед зависимым – это отрицание проблемы. Даже опустившиеся на самое дно люди могут говорить что-то типа: «Я не пью, я – выпиваю». Одной из причин алкоголизма, по мнению православного вероучения, является духовное заболевание – гордость. Гордыня в человеческой природе проявляется своеволием. Все алкоголики – своевольные люди, что доказано научно. Они видят свою проблему самыми последними, потому как не могут взглянуть на себя со стороны, критически оценить свои действия. В душе они не терпят контроля ни со стороны людей, ни со стороны Бога. Алкоголик считает себя «хозяином своей судьбы». Его разум закрыт для восприятия других идей, знаний, утверждений. 

«Не в вине вина»

Не секрет, что главное таинство Церкви – причащение Святых Христовых Тайн осуществляется посредством вкушения хлеба и вина, что прямо указывает на то, что Церковь ничего против спиртного не имеет. Из Священного Писания мы знаем, что первый случай, когда Христос открыто проявил себя в качестве Сына Божьего был связан с употреблением вина, когда он умножил его количество на свадьбе. В Библии есть немало мест, указывающих на то, что Иисус Христос употреблял спиртное. Пили его и апостолы. К примеру, апостол Павел рекомендовал апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим.5:23).

Однако то, что в определенных количествах «веселит сердце человека» (Пс.103:15; Суд.9:13; Еккл.10:19; Сир.31:32), при чрезмерном употреблении может стать причиной греховной страсти. То есть во всем нужна мера, и это касается любого напитка и продукта питания, не зря алкоголизм в православии относится к страсти чревоугодия. В Древнем Израиле пьянство воспринималось как грех. Пророки и мудрецы предупреждали, что у него очень тяжелые последствия, и за примерами далеко ходить не надо. Все мы знаем, что алкоголь раскрепощает, снимает запреты, поэтому «под мухой» люди нередко впадают в блуд. Под действием алкоголя «кипит» кровь, теряется контроль над эмоциями, поэтому там много преступлений совершается именно в состоянии алкогольного опьянения.

В «Древнем Патерике» есть весьма поучительный рассказ о неком египетском пустынножителе, которому бес пообещал, что он не будет его больше искушать, если он согласится совершить один из трех грехов – убийство, блуд или пьянство. Верующий рассудил, что самое страшное – это убийство, заслуживающее смертной казни как по Божьему, так и гражданскому суду. Не выбрал он и блуд, так как не хотел осквернять чистоту своего тела. Он остановился на пьянстве, решив, что один раз – не грех. Протрезвеет и будет дальше жить в пустыне. Однако, под действием вина его прельстила прелюбодейная женщина, и он вступил с ней в блудную связь. Заставший их муж этой женщины начал бить пустынника, а он в ответ нечаянно убил его. Так человек совершил сразу три греха и погубил свои многолетние труды в пустыне. 

Вот почему святые отцы предупреждают: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф.5:18), «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники —Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9). Страсть пьянства – телесная, а «движение плотских страстей пресекает воздержание» (Добролюбие, т.1, с.600). Поэтому святые подвижники предпочитали даже совершенно не употреблять вина.

Авва Феодор говорил, что «если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества» (Луг Духовный. Сергиев Посад. 1915 с. 192–193). Святые понимали, как трудно соблюсти эту грань между «веселием сердца» и падением морального облика, когда человек под действием спиртного превращается в настоящее животное. Многие из нас прекрасно это знают и не раз проверили на собственном опыте. Мало кто пьет алкоголь для здоровья по бокалу вина в день, как советуют врачи. Чаще мы делаем это редко, но метко, а некоторые со временем и вовсе переходят на «часто и метко». Результат – зависимость, от которой очень трудно, а порой совершенно невозможно избавиться.

Кодирование как лечение

Православная Церковь выступает против кодирования как средства лечения алкогольной зависимости, и вот почему. Существуют самые разные методы кодирования, но все они подразумевают физическое или психическое вмешательство в организм, а это всегда риск для здоровья. При физическом способе воздействия в организм вводят специальный препарат или зашивают под кожу капсулу с ним. Этот метод построен на страхе, что если человек примет алкоголь, то ему будет очень плохо, вплоть до летального исхода.

Гипноз и другие методы психической коррекции воздействуют на психику, мозг человека, последствия чего предсказать еще труднее. Пьянство возбуждается бесами при собственном слабоволии и безответственности, но и кодирование – это тоже бесовщина. Вместо того, чтобы взять ответственность за свою жизнь на себя и покаяться, человек перекладывает ее на врачей и псевдоцелителей, но без собственных усилий побороть пагубное пристрастие невозможно. Алкоголизм – это болезненная страсть, и избавиться от нее вот так просто – зашив себе что-то под кожу невозможно, если человек не изменит что-то в своем сознании и душе.

Первый и самый главный шаг на пути к исцелению – признать наличие проблемы, изменить свою волю – перестать себя оправдывать, признать свою страсть, а самое главное – свое бессилие передней, и попросить помощи. В этом случае результат будет гораздо более эффективным, потому что больной сам ищет исцеления, но это и самое сложное. 

Пути выхода

Как врачи, так и святые отцы сходятся во мнении, что любая зависимость, в том числе и алкоголизм, является попыткой спастись от реальности, найти легкий выход из тяжелой жизненной ситуации. То, что не удалось приобрести в обычной жизни, человек компенсирует употреблением алкоголя. Да, все мы знаем, что проблема так и остается нерешенной, зато человек на время забылся, ушел из реальности в мир иллюзий. Побороть зависимость можно, если честно и трезво посмотреть на себя и свою жизнь, понять, что никто в твоих проблемах кроме тебя самого не виноват, а это трудно. Гораздо легче винить других и оставаться в позиции жертвы.

Но позиция жертвы – это позиция слабого. Сильный берет ответственность на себя, вот только силы ему черпать негде, и даже самый лучший врач-кодировщик ими не наделит. Зато их может дать Бог. Главным нашим помощником остается Господь. Когда человек искренне хочет избавиться от пьянства и горячо просит Бога об исцелении, то Господь помогает. Самое главное здесь – не ждать сиюминутного результата, как от кодирования. Зависимость не появилась у человека в одночасье, а значит и путь к избавлению от нее не будет быстрым.

Купить свечу и поставить ее перед иконой «Неупиваемая чаша» недостаточно. Вместо далеко идущих планов нужно настроиться на ежедневную борьбу со грехом. Радоваться каждому прошедшему без алкоголя дню и благодарить Бога, молиться, трудиться, не опускать рук при неизбежных падениях и продолжать снова. Зачастую человеку бывает трудно побороть зависимость, если он остается в привычной среде, в привычном окружении, где пьют его друзья, близкие. Есть немало монастырей и приходов, которые окормляют общины и братства трезвости. Их можно сравнить с психологическими методами коррекции, когда специалист работает сразу с группой людей, имеющих одну и ту же проблему.

Однако, ни один психолог не расскажет о необходимости покаяния, а без него победить пагубную привычку гораздо труднее. В общинах люди находя поддержку и совет, помощь, заводят друзей. А самое главное – они получают благодатные дары от Бога, Который остается нашим главным помощником. Помня, что страсть винопития – это болезнь духовного порядка, возбуждаемая бесами, необходимо делать ставку на молитву и пост, не зря Господь сказал, что «сей род изгоняется молитвой и постом». Уж кого-кого, а алкоголиков убеждать в существовании бесов не нужно, ведь под действием спиртного они сталкиваются с ними воочию. 

Но только опустившись на самое дно, человек ощущает опору под ногами и приобретает возможность оттолкнуться, чтобы всплыть на поверхность. Так Господь вразумляет заблудших, попуская темным силам воздействовать на него. Когда человек живет без Бога, когда не оставляет в своей жизни места для Него, то его занимает кто-то другой. Про этого «другого» апостол Павел сказал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5, 8). Не имея навыков борьбы с грехами и страстями, человек остается беззащитным перед темными духами злобы, рискуя навсегда остаться в их лапах, в том числе и в жизни вечной.

Сколько алкоголиков умирает под заборами без покаяния? Сколько замерзает на улице зимой, сколько из них становятся БОМЖами, пропивая все, что у них было? Конечно, не стоит снимать за это ответственности с родных и близких, которые устав бороться избавляются от зависимого члена семьи, но основную ответственность за свою страсть они несут, конечно, сами. Пусть для них самыми решающими в деле борьбы со своей зависимостью станут слова апостола Павла: «Пьяницы Царствия Божия не наследуют» (1Кор.6:10). Помогай вам Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.