5 мудрых наставлений святителя Игнатия (Брянчанинова)
Молебен о здравии и благополучии ко Всем святым:
Святитель о молитве
Время жизни святителя Игнатия пришлось на XIX столетие, когда новым идолом «просвещённой общественности» стал технический прогресс. В этом веке люди возгордились своими силами и ещё более – знаниями и перестали возлагать свою каждодневную надежду на Бога. Между тем святитель Игнатий и своим собственным примером, и своими архипастырскими наставлениями призывал верующих как можно чаще обращаться с молитвой к Богу как к подлинному источнику всех благ.
«Молитва – причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть. Что воздух для жизни тела, то Дух Святый для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом», – говорил духоносный епископ. При этом святитель Игнатий также призывал творить молитву в посильном объёме и сосредоточенно: «Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтоб исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение; от смирения рождается покаяние. Чтоб можно было совершать правило не спешно, надо правилу быть умеренным».
О причащении Святых Тайн
К XIX веку русские императоры навязали Церкви несвойственную для неё роль одного из государственных министерств. В потоке бюрократии и канцеляризма люди чувствовали бездуховность и безжизненность. Они теряли веру, оттого что буквально всё, даже количество Причащений Тела и Крови Христовых в течение года, им приходилось делать по регламентам. Святитель Игнатий смело восстал против этой практики, своим примером частого причащения увлекая верующих к общению с Богом.
«Чистоту и обновление, доставленные святым крещением, восстанавливай покаянием… и по возможности частым Причащением Святых Христовых Таин», – поучал святой. Он хорошо раскрыл для верующих и метафизику приобщения к вечной жизни человека, причащающегося Тела и Крови Христовых: «Иисус Христос заменил Собою праотца Адама, через грехопадение которого весь род человеческий осужден на смерть. Возглавив вместо ветхого Адама род человеческий, Господь заменяет Своею Плотью и Кровью плоть и кровь, заимствованные человечеством от Адама, даровав людям жизнь вечную».
Жизнь по Священному Писанию
Спаситель был в речах своих нелицеприятен, то есть чужд человекоугодия. Он говорил общавшимся с ним то, что им было полезно услышать, вне зависимости от того, уязвит эта правда их гордость или нет. Святитель Игнатий (Брянчанинов) подражал примеру Спасителя в своей жизни. Не боясь обидеть императора Николая I, он отверг его предложение о службе в любом из гвардейских полков на выбор и ушёл в монастырь. Вся жизнь слабого здоровьем святителя стала единым продолжительным примером реализуемости Евангелия на практике.
К этому же святой призывал в своих многочисленных богословских, аскетических и наставнических трудах всю многомиллионную свою паству. Владыка Игнатий просил слушателей: «Бог открыл свою волю ничтожной пылинке – человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля – в твоих руках. Ты можешь и принять, и отвергнуть волю Создателя и Спасителя твоего, смотря по тому, как тебе угодно. Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих: рассуди же, сколько нужно тебе быть осторожну, благоразумну. Не играй своею участью вечною!»
О болезнях
«Людям, во время их земной жизни, даются различные положения непостижимой судьбой... Все эти положения не случайны: их, как задачи к решению, как уроки для работы, распределяет Промысл Божий с тем, чтобы каждый человек в положении, в котором он поставлен, исполняя волю Божию, выработал свое спасение», – учил святитель Божий. Он обладал слабым здоровьем и много скорбей терпел от многочисленных недугов, но не унывал и стойко переносил слабости плоти ради усиления духа.
«По множеству болезней, которые тебя посещают в этой временной жизни, великие утешения ожидают тебя в вечной жизни, болезнь – готовое спасение», – писал святитель духовной дочери. Сам он не роптал на Бога даже в те дни, когда у него отнимались ноги. И призывал верующих претерпевать попущенные Богом недуги с благодарностью, которая совершенствует наши души и позволяет нам сочувствовать другим людям – таким же больным, малоимущим, отчаявшимся.
О покаянии
«Ведал Бог немощь человеков, ведал, что они и по крещении будут впадать в согрешения: по этой причине Он установил в Церкви Своей таинство покаяния, которым очищаются грехи, совершенные после крещения. Покаяние должно сопутствовать вере во Христа, предшествовать крещению во Христа; а после крещения оно исправляет нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа», – писал святитель Игнатий.
Святой архипастырь ставил во главу духовной жизни покаяние человека, осознание своей греховности и стремление к совершенству во Христе. Он призывал христиан как можно чаще не только причащаться Тела и Крови Христовых, но и исповедовать грехи свои, чтобы через стыд не давать образовываться в себе привычки к согрешениям. Будем же следовать примеру и наставлениям святителя Игнатия и пусть он, как духовный руководитель наш, ходатайствует за нас и наших родных перед Господом!