- Главная
- Записки к Праздникам
- Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - 27 сентября
- Именной кирпичик (упокоенным)
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается 27 сентября (14 по ст. ст.). Он установлен в память обретения реликвии в 326 году рядом с Голгофой. Праздник назван Воздвижением, что согласуется с традицией восточных церквей воздвигать крест во время службы.
Есть и другое событие, которому посвящен этот праздник. В VII веке реликвия была возвращена из Персии в Иерусалим. Объединяет оба события то, что Крест был воздвигнут (поднят) перед народом. День Воздвижения является единственным двунадесятым праздником, в основу которого положены не только события Нового Завета, но и факты церковной истории.
Голгофская святыня почитается христианами как орудие спасения – в этом литургическое значение праздника. Вы можете подать записку на Литургию в Храм Гроба Господня в Иерусалиме о вашем здравии, здравии ваших родных, об упокоении усопших близких с помощью службы «Елицы Записки».
Жертва Христова освободила человечество от власти греха, от клятвы Закона (Гал 3:13; до Христа считалось, что не соблюдающий Закон будет проклят), от грядущего Божьего гнева (1 Фес 1:10), от самой смерти (Рим 7:24; Евр. 2:15). Поэтому стихира праздника говорит: «Крест возносится, и демони прогоняются, смерть умерщвляется, Христос величается».
Крест для нас – это спасительное древо, лестница, «еюже восходим на небеса» и приближаемся к Богу, в его Небесное Царство. По мнению И. Златоуста, он служит нам светильником во тьме греха.
Каждый христианин с ранних лет носит нательный крестик и освящает себя крестным знамением. Это свидетельство победы Христа и его над нами защиты. Вспомним, что третья неделя Великого поста и следующая за ней седмица называются Крестопоклонными. А во время Успенского поста отмечается праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня.
Существует и эсхатологическое значение этой святыни для христиан. У Матфея (24:30) говорится о втором пришествии Спасителя: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе…». Иоанн Златоуст считает этим знамением появление креста на небе. С ним согласны Феофилакт Болгарский, Евфимий Зигабен, Иустин Попович, А. П. Лопухин.
День Воздвижения нашел отражение и в православной иконографии. Центральную часть изображения всегда занимает Честной и Животворящий Крест. Он расположен на возвышении и всегда стоит вертикально. Вокруг него – патриарх Макарий, воздвигающий древо, священнослужители, простой народ.
Встречаются иконы, на которых представлены два сюжета праздника: Воздвижение и обретение Креста. При этом на переднем плане изображается царица Елена, которая стоит у подножия Голгофы перед пещерой. Внутри пещеры видны три древа.
Третий тип иконографии изображает святых равноапостольных Константина Великого и Елену. На заднем плане можно увидеть очертания храма Гроба Господня (храм Воскресения), построенного их усилиями.
Римский император Константин Великий в 312 году воевал против узурпатора власти Максенция. В день перед решающим сражением Константин решил обратиться к Богу, но не знал, кому молиться. Вдруг он вспомнил, что его отец, Констанций Хлор, во время гонений на христиан сочувствовал им, оказывал поддержку. Поэтому Константин решил молиться Богу своего отца.
Совершив усердную молитву, император увидел крест, сиявший на небе, и услышал голос: «Hoc vince» («сим победиши»). Константин приказал изготовить штандарт с надписью «Hoc vince», а на конце древка сделать монограмму Иисуса Христа. Также он повелел воинам изобразить крест на оружии, щитах и шлемах. После этого битва с противником была выиграна, а Константин вошёл в Рим как триумфатор и обратился к новой вере.
Император принял решение найти Честное древо Господне и построить храм для его почитания на территории Иерусалима. С намерением отыскать реликвию в Святую землю отправилась мать императора, царица Елена. Патриарх Макарий принял её с почестями, а также оказывал возможную помощь.
Орудия казни Господа и разбойников были найдены в пещере, но как определить тот, на котором распяли Спасителя? Выход предложил Макарий. По его просьбе принесли умирающего человека и поочерёдно возлагали на него кресты. После прикосновения третьего произошло чудесное исцеление. Народ возликовал, и чтобы Честное Животворящее Древо стало видно всем, патриарх совершил воздвижение (поднял его).
Впоследствии многие верующие, желая хранить святыню у себя, отламывали кусочки реликвии, делали мощевики. Поэтому часть древа, а также гвозди, найденные рядом с ним, Елена отправила в Рим. Остальная часть древа была помещена в серебряный ковчег и оставлена в Иерусалиме.
Однако современные историки склонны считать обретение христианской реликвии легендой. Ведь Евсевий Кесарийский, повествующий об открытии Гроба Господня, нигде не упоминает о царице Елене. Даже сам факт нахождения святыни ставится многими исследователями под сомнение. Старейший путеводитель по Святой земле IV века не содержит упоминаний о культе Животворящего древа, хотя гробница Христа к тому времени уже была открыта.
Другое событие, отмечаемое в день Воздвижения – это возвращение реликвии в Иерусалим после 14-летнего пребывания в персидском плену. В VII в. царь Персии Хосров II разбил войско византийского императора Фоки и совершил разграбление Иерусалима. Древо Господне было увезено в Персию вместе с другими сокровищами христиан.
Только через 14 лет император Ираклий с божьей помощью смог победить Хосрова. В тот день, когда император торжественно нёс святое древо в Храм Гроба Господня, внезапное препятствие не дало ему войти в ворота. Патриарх объяснил, что Христос совершал крестный путь в уничижённом виде. Послушав священника, Ираклий снял царскую порфиру, надел простую одежду и разулся. После этого он смог внести святыню в храм.
Но спустя 10 лет, в 638 году на Иерусалим напали арабы. Крест был разделен на части и увезен в разные города. Одну из частей вернули в Иерусалим, но она была утеряна во время Крестовых походов.
Теперь частицы святыни хранятся во многих странах Европы и даже Азии. Среди них: Австрия, Греция, Израиль, Кипр, Армения, Россия, Украина, Черногория.
Храм Гроба Господня, или храм Воскресения, начал строиться при св. Елене. Строительство продолжалось 10 лет. Елена скончалась в 327 году, не дожив до освящения храма, которое состоялось 13 сентября 335 года. В знаменательный день на освящении присутствовал император Константин.
Праздник в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста был установлен на следующий день, 14 сентября (по ст. ст.). Он отмечается и православными, и католиками. В этот день предписывается строгий пост, а священнослужители надевают облачения фиолетового цвета, в котором соединяются красный – цвет крови Христовой, и синий – обозначающий дорогу в небо.
Спасительная сила христианской святыни проливается на каждого верующего, помогая не только при испрашивании высших духовных благ, но и в житейских нуждах. По словам одного из отцов церкви, это знамение:
· может лишить силы опасный яд;
· отворить закрытые двери;
· является защитой и оружием от врагов;
· служит поддержкой при тяготах несения личного креста.
С помощью службы «Елицы. Записки» подайте записки на Литургию в Храм Гроба Господня в Иерусалиме о здравии ваших родных и близких.
Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.