- Главная
- Записки к Праздникам
- Рождество Богородицы - 21 сентября
- Записка о здравии на Литургию в день праздника Рождества Богородицы
Рождество Пресвятой Богородицы является первым двунадесятым праздником, отмечаемым Православной Церковью. Это событие первое и по церковному календарю, и по хронологии Нового Завета, и в молитвенных песнопениях оно носит название «начала нашего спасения». Праздник приходится на 21 сентября (по старому стилю – 8 сентября). В этот день вы можете воспользоваться службой «Елицы Записки» и подать записку на Литургию в Храм Воскресения Христова и в Храм Рождества Христова о вашем здравии, здравии ваших родных, об упокоении усопших близких.
В Евангелие практически нет никаких сведений о рождении Богоматери и ее земной жизни. Некоторые факты нам известны из церковных преданий. Считается, что ее родителями были Иоаким и Анна. Часто их называют «богоотцами». Иоаким был потомком царя Давида, а Анна относилась к роду первосвященника Аарона. Они вели скромную, праведную и богоугодную жизнь. В некоторых писаниях говорится, что от доходов они оставляли себе только третью часть, а все остальное раздавали беднякам и нуждающимся, а также делали пожертвования в храм. Иоаким и Анна не имели детей, а у евреев бесчадие считалось наказанием за грехи. Многие горожане шептались о неблагочестивости семейной пары и обвиняли их в мракобесии. Однако муж и жена не поддавались отчаянию и продолжали горячо молиться Господу. Они верили, что рано или поздно Бог услышит их просьбы и пошлет им дитя, как когда-то случилось с Авраамом и Саррой.
Однажды в один из церковных праздников Иоаким отправился в храм. Он хотел принести жертву Богу, но первосвященник не принял даров. На голову мужчины посыпались обвинения в греховной жизни, и настоятель не забыл упрекнуть его в отсутствии дитей. Расстроенный Иоаким пошел в пустыню, где паслось его стадо. Там он провел некоторое время, а затем вернулся к Анне и рассказал о произошедшем. Женщина огорчилась. Тем не менее они оба не роптали на Бога, а продолжали усердно и страстно молиться. Их горячие просьбу были услышаны. Через некоторое время мужу и жене было видение. Тогда Иоаким находился в пустыне, а Анна в саду. Им явился ангел и сообщил, что в скором времени у них родится дочь. Мужчина и женщина, окрыленные новостью, поспешили в храм и встретились у Золотых Ворот. В обозначенный срок у них появилась девочка, которую нарекли Марией. В знак великой благодарности Анна и Иоаким дали обещание, что отдадут свое чадо служению Господу.
Первое упоминание о празднике встречается в писаниях святого Прокла (V век), который был константинопольским архиепископом. У несториан, отделившиеся от Православия, также есть праздник «Рождество Владычицы Марии». В Греческой Церкви в VII-VIII веках это событие отмечалось уже с большой торжественностью, а официально празднование было утверждено византийским императором Маврикием.
Торжественные богослужения в честь празднования Рождества Пресвятой Богородицы включают несколько обязательных творений: каноны Иоанна Дамаскина, святителя Андрея Критского, константинопольского патриарха Германа, солунского епископа Анатолия.
Во всех праздничных стихерах содержится одна главная мысль: в лице Марии Господь приготовил для себя «земной престол и Царский чертог». Богородица величественна, и по своему величию превосходит всех остальных женщин, потому что именно у нее родился Сын Божий Иисус. Через Анну, избавившуюся от бесплодия, Господь помог разрешить и духовное бесплодие и дал людям силу совершать добрые поступки.
На торжественных службах христиане радуются и прославляют Пресвятую Марию, которая соединила Небо и Землю, открыла для людей двери в Царство Божие. В праздник читают паремии, в которых говорится об Иакове: однажды он увидел лестницу «от земли до неба», по которой шла Мария.
Рождество Богородицы иногда называют «Аспосовым днем» или «Малой Пречистой», а дни, ближайшие к празднику, – спожинками или госпожинками. В давние времена размах празднования во многом определялся обилием урожая. Если он был хорошим, то госпожинки растягивались почти на неделю. «Пиршество» в деревнях, которое приурочивали к церковному календарю, приходилось на период от Успения Богородицы до Покрова. Тогда варили пиво, резали баранов и овец, готовили угощения из говядины, студни из ног или головы быка, пекли кулебяки с рыбой и пироги из пшеничной муки. Примерно за пару дней до праздника дети бегали по дворам и приглашали родственников на пир, при этом предпочтение отдавалось тем, кто мог оплатить угощение на своем празднике. Исключением были молодые зятья: тесть и теща всегда приглашали их к себе за стол, даже если те не могли ответить тем же. Важными гостями были сватья и сват, которых усаживали под образа в самый передний угол. В деревнях, где стояли храмы и церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, устраивались праздничные ярмарки, любимые и долгожданные для всей местной ребятни.
Изображений праздника Рождества Богородицы довольно много. Такие иконы получили широкое распространение в XI-XII веках в русском и византийском искусстве. На них мы видим Анну на высоком ложе, одетую в красные одежды, рядом с ней – служанка, неподалеку – три женщины, несущие дары Марии. Слева внизу или справа – сцена омовения младенца. Из окна выглядывает лицо Иоакима, отца Богородицы.
Церкви и монастыри в честь Рождества Богородицы по всей Руси стали возводиться в XII-XIV веках. Особенно активно строительство велось после освобождения русских земель от татаро-монгол. В 1381 году недалеко от Коломны появился собор Бобренева монастыря, а в 1392 году вдова князя Дмитрия Донского повелела заложить Вознесенский монастырь и белокаменную церковь во имя Рождества Богородицы в Московском Кремле.
Многочисленные храмы построены во Владимирской, Вологодской, Калужской, Московской областях, Великом Новгороде, Пскове, Рязани и других городах нашей родины. Сотни и тысячи верующих приходят к иконам Девы Марии, чтобы просить милости, защиты, избавления от недугов. Многие святые образа чудотворны, и верующие обязательно получают помощь от защитницы.
В день Рождества Богородицы вы можете подать записку на Литургию в Храм Гроба Господня в Иерусалиме и в Храм Рождества Христова в Вифлееме с помощью службы «Елицы Записки».
Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.