- Главная
- Записки к Святым
- Прп. Серафим Вырицкий чудотворец
Удивительная жизнь преподобного Серафима Вырицкого вместила в себя успешную светскую карьеру, которую сменило восхождение к высшей ступени монашества – старчеству. Бескорыстная молитвенная и бытовая помощь страждущим, пророчества и аскетический подвиг сделали имя старца одним из самых известных в русском православии.
31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево Ярославской губернии, в зажиточной крестьянской семье Муравьёвых родился сын Василий. Он был крещен в честь св. Василия Нового. Забегая вперёд, отметим, что в жизни будущего Серафима Вырицкого было много общего с житием его небесного покровителя, прославившегося аскетизмом и пророчествами.
Семья Муравьёвых была воцерковленной. В ней соблюдались все церковные праздники, семья регулярно посещала не только близлежащую церковь, но и периодически совершала паломнические поездки к известным храмам и монастырям.
Родители Василия были истинно верующими людьми. Их вера не ограничивалась исполнением внешних обрядов, она была настоящей, живой. Семья всегда помогала нуждающимся всем, чем могла. Именно в детстве Василию были заложены основы великой христианской души, во всей полноте раскрывшиеся позже.
Василий был очень способным ребенком. Практически самостоятельно он освоил грамоту. Его любимым чтением стали жития святых. Особенно впечатляли мальчика истории пустынных отшельников, таких, как Павел Фивейский и Мария Египетская. Мысленно переносясь в их мир, Василий чувствовал стремление прожить подобную жизнь. Запомнилась отроку и встреча со старцем Варнавой, произошедшая во время паломничества к подмосковной Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Детство Василия было коротким. В десятилетнем возрасте он потерял отца. Материальное положение семьи и здоровье матери резко ухудшились. Знакомый Муравьёвых, работавший приказчиком в одной из лавок Петербурга, устроил мальчика рассыльным по соседству. Почти весь заработок Василий отсылал больной матери.
Его не оставляла зародившаяся ещё в раннем детстве мечта о монашеской жизни. В 14-летнем возрасте он пошёл в Александро-Невскую лавру с тем, чтобы поведать игумену о своём желании. Того на месте не оказалось, и отрока принял один из старцев-схимников. Выслушав горячую речь Василия, старец сообщил ему, что, по воле Божией, он должен до времени остаться в миру. Творить богоугодные дела, завести семью, воспитать детей и только после этого принять монашество. Василий воспринял слова старца как послушание и безусловное руководство к действию.
Хозяин высоко ценил незаурядные деловые и нравственные качества своего работника и всецело доверял ему. В 17 лет Василий Николаевич стал старшим приказчиком, периодически посещавшим Москву, Нижний Новгород и другие русские города. Во время одной из поездок он вновь посетил Сергиев Посад, в котором бывал в детстве. Новая продолжительная встреча со старцем Варнавой закончилось благословением им Василия как своего духовного сына. Их последующее общение продолжалось два десятилетия, вплоть до кончины старца.
В 1890 г., с благословения отца Варнавы, Василий Николаевич женился на Ольге Ивановне Нетрониной. В 1892 г. он открыл собственное дело – контору по заготовке и продаже пушнины, став купцом второй гильдии. Успешная торговая деятельность была для Муравьёва не целью, а средством для благотворительности, патриотической и просветительской деятельности. Чета Муравьёвых помогла многим тысячам несчастных людей Петербурга.
В 1895 г. у четы Муравьёвых родился сын Николай, а затем – дочь Ольга, умершая во младенчестве. После этого Василий и Ольга решили продолжить совместную жизнь не как супруги, а как брат и сестра.
В 1920 г. Василий Николаевич решил начать монашескую жизнь, к которой стремился с детства. С благословения Петроградского митрополита Вениамина (который позднее стал его другом) он был принят в братию Александро-Невской лавры. Одновременно Ольга Ивановна стала послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря. Своё огромное состояние Муравьёвы пожертвовали этим двум обителям. В тот же году бывшие супруги Василий и Ольга стали монахами Варнавой (в честь духовного отца) и Христиной.
С первых дней послушания монах Варнава принимал самое активное участие в благотворительной деятельности Лавры: организации бесплатных обедов для голодающих, сбору пожертвований для сирот, размещении инвалидов войны. В 1921 г., в день усекновения главы св. Иоанна Крестителя, Варнава был возведён в сан иеромонаха.
Проповеди отца Варнавы становились всё более популярными среди прихожан. Бывшему купцу очень пригодился опыт его мирской жизни. Он прекрасно знал жизнь людей разных сословий, поэтому в его проповедях прихожане находили ответы на тревожащие их вопросы. А этих вопросов становилось всё больше. Новая богоборческая власть всячески притесняла церковь, часто – с помощью обновленцев.
В 1923 г. иеромонах Варнава был избран в Духовный Собор и назначен казначеем Лавры. Вновь оказался востребованным его мирской опыт. Иеромонах Варнава не оставил пастырскую деятельность, успешно совмещая её с административной работой.
На рубеже 1926-27 гг. иеромонах Варнава принял высшую ступень монашества – великую схиму, и был наречён новым именем – Серафим в честь Серафима Саровского. После этого иеросхимомонах Серафим был избран старцем и духовным руководителем Лавры. В 1927 г. к нему за советом приехал архиепископ Новгородской епархии Алексий (будущий Патриарх). Отец Серафим убедил его оставить мысль об эмиграции и предсказал четверть века патриаршего служения.
Духовником Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим был около трёх лет. Свято-Троицкий собор в те годы почти не отапливался, а отцу Серафиму приходилось подолгу стоять на его холодном каменном полу. Он серьезно заболел. Невралгия, ревматизм и закупорка вен нижних конечностей вызывали сильные боли. Отец Серафим долго превозмогал их, пока в один из дней не смог подняться с постели. По совету врачей он переехал в Вырицу. Его сопровождали бывшая жена, ставшая схимомонахиней Серафимой, и 12-летняя внучка – послушница Маргарита.
Два десятилетия отца Серафима в Вырице – настоящий аскетический подвиг. Ослабление плоти компенсировалось потрясающей силой духа. Посты, бдения и молитвы, перемежаемые приемом посетителей. Три голодных дня в неделю и минимум принимаемой пищи – в остальные. Он воистину питался Духом Святым.
Поначалу вырицкого старца навещали знакомые священнослужители, но постепенно к нему устремился нескончаемый людской поток. Несмотря на болезнь, отец Серафим не отказывал в приеме никому, укрепляя в них главное – веру. Среди его посетителей было много именитых людей, включая академика Павлова. С первых дней Великой Отечественной войны отец Серафим предсказал грядущую победу. Сбылось и другое его предсказание – в Вырице не был разрушен ни один дом.
Серафим Вырицкий скончался в ночь на 3 апреля (в праздник воскрешения Лазаря) 1949 г. Днём праведнику было явление Пресвятой Богородицы, жестом указавшей на небо. Похороны и отпевание вырицкого подвижника запомнились многим редкой торжественностью. Серафим Вырицкий был похоронен в часовне, названной его именем, рядом с Казанским храмом Вырицы.
· о душевном и телесном здоровье;
· о помощи в делах;
· об обретении веры неверующими родственниками:
· о сохранении России.
Подать записки на молебен святым о ваших родных и близких вы можете через сервис “Елицы-Записки”.
Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.