- Главная
- Записки к Праздникам
- Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - 19 августа
- Именной кирпичик (упокоенным)
19 августа отмечается один из самых любимых христианами церковных праздников – Преображение Господне. Оно показывает, что в Спасителе соединены два начала: божественное и человеческое, и произошедшее является свидетельством божественной природы Иисуса и его согласием на крестные муки. В этот день вы можете воспользоваться службой «Елицы Записки» и подать записку на Литургию в Храм Гроба Господня в Иерусалиме и в Храм Рождества Христова в Вифлееме о вашем здравии, здравии ваших родных, об упокоении усопших близких.
Само слово «преображение» означает «превращение», «переход в другой вид», «новая форма». Так верующие называют одно из самых важных событий, произошедшее в евангельской истории. Преображение Иисуса Христа произошло незадолго до последней Пасхи Спасителя. Некоторые апостолы засвидетельствовали это событие в своих письменах.
В Евангелие от Луки приводится следующий факт. Спустя восемь дней после того, как апостол Петр исповедовал Спасителя, они вместе с другими сподвижниками взошли на гору, чтобы совершить молитву Богу. Во время произнесения горячих слов лицо Учителя озарилось ярким светом, а его «одежды стали сверкать белизной». С небес спустились Моисей и преподобный Илья, которые рассказали Сыну Божьему о том, что с ним произойдет в Иерусалиме. В то же время Петр и ученики были в полудреме, а когда очнулись, увидели лишь Его и двух мужей, сидящих рядом. Вскоре появилось облако, которое окутало «свидетелей». Вначале они испугались, но потом услышали голос, который сказал, что рядом с ними находится Спаситель, и что слушаться нужно только его. Голос смолк, а облако опустилось на землю. Потрясенные видением, Петр и другие спутники решили сохранить все произошедшее в тайне.
В Евангелие от Марка можно найти уточнение. Когда мужчины спускались с горы, Иисус попросил их никому ничего не рассказывать до тех пор, пока он «не встанет из гроба». Так и случилось, но умы молившихся в тот день занимал один вопрос: «Что значить встать из гроба?». Ответ на него они пока не находили.
В этом эпизоде заложен огромный богословский и исторический смысл. Необходимо помнить, что Христа многие простые люди и некоторые сподвижники считали, прежде всего, земным царем, борющимся за веру в Господа. Некоторые не сомневались в этом даже после его Вознесения. Именно поэтому Бог решил открыть им будущее и явить себя Сыном Божиим. Он заранее рассказывает ученикам, что грядут не позорное поражение, а слава и победа, увенчанная Воскресением. Однако все это произойдет только через великие страдания.
Одновременно с этим сам Христос руководствуется правилом, которое записал Моисей в Законе: «Всякое дело состоится при двух свидетелях». Он как бы защищает себя от обвинений в нарушении еврейского законодательства, сформулированных фарисеями и книжниками. Спаситель берет в свидетели самого Господа и пророка Илию, и при них происходит разговор о Воскресении – только так апостолы смогут убедиться в согласованности Законов Моисея и Своего дела. Христос показал Петру, Иакову и Иоанну Преображение, чтобы они засвидетельствовали перед остальными верующими его божественную природу и добровольное согласие на крестные муки. Именно в этом и состоит смысл православного праздника Преображения Господня.
На иконах Иисус изображается в ярком сиянии, которое явилось апостолам. Справа и слева от Спасителя находятся Моисей со «Скрижалями Завета» в руках и Илия. У ног святых – апостолы, которые прикрывают лицо руками от яркого света.
Иногда возникают споры: когда все-таки произошло само Преображение? Некоторые считают, что это случилось в конце лета, другие склонны полагать, что перед крестными страданиями Христа, как свидетельствует Евангелие. Выдающийся российский историк Санкт-петербургской Духовной Академии В. В. Болотов приводит убедительные доказательства, что Иисус преобразился перед учениками перед своей последней Пасхой. Если пользоваться нашим современным календарем, то это произошло в феврале или марте. Изучая разные церковные праздники, В. В. Болотов указывает на тот момент, что при установлении некоторых дат Церковь руководствовалась миссионерскими («педагогическими») соображениями. Она стремилась назначить какой-либо праздник именно на день языческого торжества – так можно было преодолевать и разрушать традиции и пережитки прежних религиозных обычаев.
То же самое случилось и с празднованием Преображения Иисуса Христа. Этот день, по мнению В. В. Болотова, был учрежден в Армении и назначен вместо народного почитания языческой богини Астхик. Праздник приходился на шестую неделю, следовавшую после Пасхи. Такой же логики придерживались и в других странах. Например, в Италии и Греции языческими «вакханалиями» отмечали окончание сбора урожая винограда. Чтобы устранить эту неугодную Богу традицию, решили ввести празднование Преображения – как бы искусственно совместить торжественный молебен и вознесение благодарностей за богатый урожай. Такое событие стало продолжением православного обычая «благословения начатков» – первых плодов.
Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа окончательно утвердился при императоре Льве Философе, который правил в Константинополе. Постепенно от византийцев он перешел и к славянам. На западе церковные торжества появились достаточно поздно, и только в 1457 году по указу папы Калликста III он стал повсеместным, и для него установили чин богослужения.
Главная особенность Преображения состоит в том, что в этот день совершается освящение винограда и других плодов. На территории нашей страны виноград растет не везде, поэтому его заменяют яблоками – отсюда и второе название праздника «Яблочный спас». Издавна на Руси к этому дню в храмы и церкви отправляли целые возы с плодами, и каждый зажиточный человек считал своим долгом раздать яблоки беднякам и больным.
В этот день вы можете подать записку на Литургию в Храм Гроба Господня в Иерусалиме и в Храм Рождества Христова в Вифлееме с помощью службы «Елицы Записки».
Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.