- Главная
- Записки к Праздникам
- Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - 7 января
Здесь Вы можете подать записки за себя и близких на праздничную Литургию в Храм Воскресения Христова
Рождество Христово - второй по значимости праздник после Светлого Христова Воскресения.
Бог пришел в мир, снизошел до человеческой немощи, чтобы подарить людям шанс на вечное счастье. Зараженные болезнью смерти и порабощенные грехом, люди получили надежду на личную победу над этим жестокими врагами человеческой цивилизации. Поэтому мы и празднуем Рождество Христово как праздник великой надежды на вечную жизнь. В ней уже не будет болезней и печалей, но только радость единства с Господом. По словам святых отцов, в Рождество Небо соединяется с землей. Бог становится как никогда близок к людям.
Великое Рождество Христово русская православная церковь по традиции празднует 7 января. Это второе по значимости событие после Пасхи. Двунадесятый великий, один из 12-ти главных праздников в православии. Он установлен в память о рождении Бога нашего Иисуса Христа непорочной Девой Марией. В этот же день его также отмечают на Афоне, в Иерусалиме, Грузии и Сербии.
Подать записки о здравии и упокоении в Базилику Рождества Христова в Вифлееме.
Рождение Царя Небесного описано евангелистами. Но о праздновании в Завете ничего не говориться. У иудеев нет традиции отмечать свои дни рождения. До IV века Рождество, Крещение Господне и Принесение даров было объединено в праздник Богоявления. При Крещении Господа Иисуса явилась миру Пресвятая Троица. Об этом свидетельствует нам Евангелие.
Разделили праздники в 377 году по велению императора Аркадия. День Рождества Христова стали отмечать 25 декабря. Эта дата была выбрана не случайно, в противовес римскому языческому обряду «Рождение Солнца».
День весеннего равноденствия определяет дату Пасхи в году. В Юлианском календаре образовалась большая разница между астрономическим и пасхальным полнолунием. Чтобы её избежать, Папа Римский Григорий XIII ввёл новую систему летоисчисления. Она получила негласное название – новый стиль.
В Российской империи до 1917 года Великое Рождество Христово входило в число государственных праздников и отмечалось по юлианскому календарю 25 декабря. В этот день наряжали ель, украшали её фигурками ангелов, колокольчиками. Фонарики и свечи напоминали о Вифлиемской звезде. Подарки под елью считались дарами волхвов, а праздничный стол украшали 12 блюд (по количеству святых апостолов).
В 1918 году, согласно декрету Совнаркома РСФСР, в России был введён григорианский календарь. Русская православная церковь нововведения не признала и оставила своё летоисчисление по старому стилю. Поэтому мы отмечаем Великое Рождество Христово 7 января, соответственно юлианскому календарю - 25 декабря.
Согласно Евангелию Дева Мария с мужем Иосифом из города Назарета прибыли в Вифлием. В дальний путь они вынуждены были отправиться из-за переписи населения, по приказу римского царя Октавиана. Святое семейство, приехав в родной город, не нашли ночлега. Укрыться пришлось в хлеву с домашними животными. Ясли для кормления овец стали колыбелью Младенца Иисуса.
В храмах в канун торжества устанавливают вертепы. Они отражают именно это событие: пещера с овцами, козами, сено и ясли. Господь пришёл в мир просто и тихо. Первыми гостями Богомладенца были не знатные вельможи, а простые пастухи. Ангел возвестил им о появлении на свет Спасителя, и они поспешили ему поклониться.
Иудейский правитель Ирод узнал от волхвов о дне Рождества Христова. Избавиться от претендента на земной престол он решил убийством всех младенцев мужского пола в Вифлиеме. Но Ангел Божий предупредил Иосифа об опасности, семья бежала в Египет. После смерти Ирода они вернулись в Назарет. Со дня Рождества Христова началась новая эра человечества.
По предсказанию пророка Валаама, перед пришествием на небе взойдёт звезда с востока. Древние астрономы ждали её появления. Вифлиемская звезда привела волхвов (астрономов) к месту рождения Спасителя. Они подарили ему дорогие дары: золото, смирну и ладан, потому как уверовали пришествию в мир Небесного Царя.
Дары имели глубокий смысл:
• золото, как царю мира
• ладан, как Богу
• смирну, как смертному человеку
Поклонение волхвов-язычников Господу, символично. Однажды все народы Земли поклонятся Истинному Богу. Восьмиконечную звезду раньше устанавливали на купол церквей, изображали на иконах. Самая известная из них, икона Божьей Матери «Неопалимая купина».
За пять дней до праздника служат Литургии, подобные страстной неделе перед Пасхой. Ведь с рождения Младенца начинается его служение людям. Это путь к крестной жертве ради нашего спасения.
Рождественский сочельник считается приготовительным к торжествам.
Весь день 6 января, до первой звёздочки на небе, пищи не вкушают. Совершается это по обычаю появления Вифлиемской звезды. Филиппов пост в этот день заканчивается и верующие разговляются сочивом. Это лёгкое традиционное блюдо из варёной пшеницы с мёдом и сухофруктами.
Богослужение Великого Рождества Христова начинается вечером. Служат Царские часы с чтением Евангелия.
За часами следует Вечерня, которая и начинает праздник. На службе читаются библейские пророчества – паремии о рождении Спасителя. Затем чин Литургии Василия Великого. Раньше она называлась Крещальной. В этот день совершалось Таинство Крещения оглашенных, а сейчас – Великое водосвятие.
С возгласа пророка Исаии «С нами Бог! Разумейте языци..!» начинается Всенощное бдение. Завершает праздник по традиции Литургия дня.
На следующий день прославляют Деву Марию. Церковь чтит Пресвятую Богородицу, как Матерь Бога, через неё Иисус Христос, воплотился и искупил своею смертию грехи человечества.
Двенадцать дней от Святого сочельника до Крещения Христова освящены в Русской Православной Церкви гимнами и песнопениями.
Этот период также называют святками. Уставом прп. Саввы Освящённого по традиции не соблюдаются посты и коленопреклонения, не совершаются Таинства брака. О святых вечерах упоминали св. Ефрем Сирин, св. Григорий Нисский, св. Амвросий Медиоланский.
На Руси особым обычаем было колядование (христославы). Молодёжь наряжалась и ходила по дворам. Впереди они несли большую восьмиконечную звезду, иногда объёмную. Внутрь её помещалась свеча, которая в темноте была похожа на светящуюся звёздочку. Ряженные исполняли церковные песнопения, славя родившегося Христа: кондак и тропарь праздника. За христославы гостей одаривали угощениями, которые собирал в мешок - «мехоноша».
Самым почитаемым всеми христианскими конфессиями является храм Рождества Христова на Святой земле. Базилика в Вифлиеме по преданию находится над местом рождения Господа Иисуса.
Христианская церковь построена во времена правления Константина Великого. Богослужения здесь не прекращались с начала её освящения в 339 году. Место рождения Иисуса Христа расположено внизу, в пещере. Главное здание выполнено в виде традиционной римской базилики с пятью рядами коринфских колонн и апспидой в восточной части, где находиться святилище.
В настоящее время церковь находится под управлением Иерусалимской православной, Армянской апостольской и Римско-католической церквей.
Московский деревянный храм в Измайлове был построен в 1664 году царскими стрельцами в Измайловской слободе. В 1676 году, возведён костромскими зодчими и освящён Великим чином, каменный храм в стиле «русского узорочья». Он не закрывался ни на один день, даже в годы советской власти. В 1945 году здесь был рукоположен и начал свою священническую деятельность архимандрит Иоанн Крестьянкин. В церкви находятся чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская, Владимирская, «Спас нерукотворный».
Древний Христорождественский монастырь в Твери основан в XV веке чудотворцем, епископом Тверским Арсением. Монастырский ансамбль полностью сформировался в первой половине XIX века. В 1775 году закончилась постройка нового каменного Христорождественского собора на территории монастыря. В советское время монастырь был закрыт. В день 7 января 2000 года, спустя год после возобновления жизни в монашеской обители, состоялась первая Литургия. Своё 500-летие монастырь отметил в 2013 году.
Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.