- Главная
- Записки к Праздникам
- Обрезание Господне - 14 января
- Записка об упокоении на Литургию в день праздника Обрезания Господня
14 января - Обрезание Господне, великий праздник, который известен с IV века. Этот день свидетельствует, что Иисус Христос является человеком, а не бестелесным существом. Праздник так же связан с наречением Ему имени. Как благовестил Архангел Гавриил, Ребёнку дали имя Иешуа, что по-еврейски означает «Бог спаситель». По традиции, евреи называли сыновей по имени своего родителя. Так, в день совершения обряда, Младенца нарекли по своему Отцу.
Как заключение завета человека и Бога, в восьмой день, после рождения, всех младенцев-евреев приносили в храм для обрезания крайней плоти.
Иосиф и Мария неукоснительно исполнили Божественное установление. Они пришли с Мальчиком в Синагогу и передали Его служителям для совершения обряда. Наречение Иисусом, то есть Спасителем, определило всю его дальнейшую жизнь.
Бог явился Авраму и заключил с ним вечный завет. Бездетный, 99-летний Аврам и его жена Сара получили награду за своё послушание Господу. Аврам становиться избранником Божиим, отцом всех народов Земли. Бог даёт новые имена благословенной супружеской чете - Авраам и Сарра. К каждому имени добавляется по одной букве. Символ завета - отсечение крайней плоти у всех младенцев мужского пола. Необрезанные в восьмой день, по слову Божьему, истребляются из народа своего. Считается, что они нарушили завет. Об этом рассказывается в паремии Стефана Савваита. Она звучит в православных храмах на службах великого праздника.
Что было бы, если Спаситель мира остался необрезанным?
Зачатый и рождённый без греха, подчинился всем постановлениям иудейского закона. Через обрезание Иисус Христос был причислен к избранному Божьему народу. И по Своей человеческой природе служил Богу, как раб, несмотря на равенство с Ним. Спаситель в этом обряде указывает нам на духовное удаление себя от греховных страстей. В первую очередь – гордыни, как начала всех грехов. Апостолы и первые христиане из иудеев так же были обрезанными.
Ветхозаветные священнические обряды носили преобразовательный характер. И своё окончательное значение приобрели в Новом Завете. Обрезание Господне было упразднено Самим Мессией и заменено на Таинство Крещения. Окончательно от обряда христиане были освобождены на Апостольском соборе в 49 году.
В православии этот Господний праздник не входит в число двунадесятых. У него нет предпразднества и попразднества. На аналой в этот день ставят праздничную икону или образ святителя Василия Великого. На Всенощном бдении читаются паремии во славу торжества. Хвалебные гимны рассказывают об Аврааме и завете его с Богом, о наречении Спасителю истинного имени, о крепости Божьего духа, о пришествии Господа в материальный мир для страдания за грехи всего человечества.
Каждое событие из жизни Спасителя и Богородицы наполнено смыслом и направленно на путь духовного преображения христианина. В православии это торжество установилось для искоренения пошлости и разнузданности людей, справляющих Новый год.
На 14 января (1 по старому стилю) приходится и чествование Василия Великого. В этот день служат Литургию, которую он составил. В отличии, от чинопоследования Иоанна Златоустого, у свят. Василия литургить необходимо протяжно и торжественно. Евхаристические молитвы длинные, особенно первая. Чтобы священник успел прочитать их все, хор поёт неторопливо.
В этот же январский день празднуется церковное Новолетие. После Литургии служат Новогодний молебен. Благодарят Бога за всё, просят о тихом и безмолвном житии в благочестии и чистоте на следующий год.
Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.