26.03.2023

Видеть Бога в лице другого

Как известно, Господь создал человека по Своему образу и подобию, но видим ли мы этот образ в других? Обычно себя то мы как раз превозносим, в своем богоподобии не сомневаемся, а вот по поводу других… Митрополит Лимасольский Афанасий считает, что наипервейшая задача христианина – быть внимательным к себе, работать над собой, трудиться и учиться уважать себя, ведь без преображения себя невозможно продвинуться вперед, невозможно увидеть Бога в лице другого. 

На чем держится брак?

Многие замужние и женатые люди скажут, что на доверии, любви, уважении. Все это, конечно, верно, но лишь отчасти. Митрополит Афанасий сравнивает брак с мученичеством. Не зря в Последовании венчания, когда пара несколько раз обходит вокруг святой трапезы, поются мученические тропари. Почему бракосочетание начинается именно с такого напутствия? Разве этого ждут влюбленные друг в друга люди? Вряд ли они жаждут страданий, терзаний и мучений в браке. Скорее хотят почувствовать себя счастливыми, но здесь и кроется основной подвох. Они хотят почувствовать себя счастливыми за счет другого или сами хотят подарить другому счастье? Ведь это совершенно разные вещи.

Большинство в браке говорит о себе и своих чувствах. «Я без тебя не могу», «Ты мне как воздух нужна/нужен». Все время о себе, о своем «Я». «Мне без тебя плохо», а ему с тобой плохо или хорошо? С точки зрения православного вероучения вступающие в брак должны иметь сознание мученика не потому, что твой партнер – это палач, а потому, что ты сознательно приносишь ради него в жертву все свои желания, стремления и «хотелки». Любовь не преследует своего, она не ищет что-нибудь для себя, а жертвенно отдает то, что имеет.

Поэтому, если человек в браке начинает говорить: «Мне нравится это, в этом я самовыражаюсь, это меня наполняет, от этого мне становится легче!» – то если другой уступчив, это хорошо, совместная жизнь будет. А если он не уступчив? А если подобные высказывания делают оба? Тогда не избежать конфликтов, ссор и претензий, которые мало-помалу начнут такой союз разрушать. Митрополит Афанасий советует хорошо подумать, прежде чем вступать в брак, потому что это – не безоблачная жизнь, полная радости и удовольствия. Человек должен представлять, на что он идет. Ведь когда мы находим работу и принимаем решение об оформлении, мы знакомимся с должностной инструкцией, внимательно изучаем устав предприятия, чтобы потом не говорить удивленно, что мы не знали о неоплачиваемом отпуске или штрафах за опоздание.

Если вступающий в брак ждет, что его сделают счастливым, то он обречен на одиночество. А вот если он сам стремится сделать другого счастливым, то у него есть все шансы на успех. Самое главное здесь – не давать легкомысленных обещаний, не сулить звезду с неба. Лучше честно сказать, что постараетесь сделать все, что в ваших силах. Апостолы учат семейных людей, что жена в браке должна уважать, почитать своего мужа, что находит выражение в таком термине как «убоится», а муж должен обращаться с супругой как с «немощнейшим сосудом». Это и есть обязательное условие, при соблюдении которого можно будет увидеть Бога в лице другого и воздать Ему хвалу.

Равенство и братство

Большевистская идеология, свергнувшая царя и провозгласившая равенство и братство, благими намерениями выложила себе дорогу в ад. Равенство превратилось в уравниловку, как будто общий каток прошелся по всему, но став гражданами, а не господами, мы забыли о том, что у каждого свое место. И это место, как известно, «красит человек». Сегодня ребенок запросто может сказать взрослому «ты», а при замечании даже нахамить или нагрубить. Откуда это у него? Вполне определенно, что это из семьи, где его не научили правильной коммуникации с другими, потому что сами ее не соблюдают. 

Мы знаем заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх.20:12). А насколько мы ее соблюдаем? Да, кто-то скажет, что любит своих родителей, слушает их, но почитает ли? По мнению святого подвижника – аввы Исаии, следует «научиться почитать своих посетителей». Воздавать им честь и благодаря этому расти духовно.

Сколько грязи мы выливаем друг на друга в интернете, в соцсетях, на различных форумах, как будто соревнуемся друг с другом по степени хамства, не понимая, что лишь еще сильнее унижаем себя. Каждый осознает, что если человек может вот так нахамить незнакомцу в сети, то он может точно также «послать» жену, мать, коллегу. Нам надо научиться почитать людей, прежде всего почитать другого человека, как самого себя, потому что в противном случае образ Божий сотрется прежде всего в нас, а уже потом в других. В обществе, семье, на работе у каждого свое место. Это простые человеческие истины, которые не относятся к Евангельскому учению. Не нужно быть особым богомольником, чтобы это понять.

Вспомним, что апостол Павел призывал почитать царя. И это царя Нерона, который гнал и истреблял христиан! Сам Христос говорил нам: «Отдавайте кесарево кесарю» (Мф.22:21). Следуем ли мы Его словам? Или мы везде и всюду выпячиваем свое «Я», желая на своем занимаемом нами месте казаться больше и важнее, чем мы есть. Кто-то скажет, что «Церковь возвращается к средневековью». Но она занимается такими «глупостями» лишь потому, что не может смотреть на то, как дети сдают своих родителей в дом престарелых, как мужья избивают своих жен, а маленькие дети упражняются в ненормативной лексике.

На свете остается все меньше людей, которые не могут уснуть оттого, что кого-то обидели, сказали кому-то нелицеприятное слово. Напротив, становится все больше тех, которые, не сделав другому зла, не могут уснуть. Митрополит Афанасий говорит, что когда два монаха встречаются, они кланяются друг другу. Не потому, что произошла встреча двух братьев, а потому, что каждый из них увидел Господа Бога своего. Преподобный Серафим Саровский каждого посетителя встречал словами: «Христос воскресе, радость моя!» Так он показывал ценность другого, воздавал ему честь. Он не начинал с порога обвинять человека в его грехах, как-то поучать, и именно это людей в нем подкупало, они шли к нему за наставлениями день и ночь.

Начинать с детского возраста

Митрополит Афанасий советует начинать говорить ребенку о серьезных вещах с самого раннего возраста. Ему часто приходится видеть, как подходя к причастию, родители говорят чаду что-то типа: «Открой ротик, сейчас батюшка даст тебе «золотую птичку» или «вкусняшку» или еще что-то». Ребенок упирается, капризничает, но стоит священнику сказать: «Открой ротик, дитя мое, это Христос», как малыш тотчас становится серьезным и спокойным. Он чувствует Бога, и у него больше ума, чем у матери или бабушки. 

О серьезных вещах мы должны говорить серьезно даже маленьким детям. Пусть они поймут это так, как смогут понять, но только лишь бы мы не принижали, не искажали ценность этих вещей. Ребенок растет в семье и воспроизводит полученное воспитание уже в своей семье. Если его родители ругались, он будет ругаться с женой. Дрались – значит и он будет драться. Они могут быть весьма образованными людьми, иметь диплом, и не один, высшего учебного заведения, но оставаться грубыми и неотесанными мужланами. Почему? Потому что они это унаследовали.

Ведь они и любовь свою, свое расположение проявляют подобным образом. Есть такое понятие «африканские страсти». Его применяют к семьям, где партнеры выясняют отношения на кулаках, а потом идут мериться в спальню. Хорошо это или плохо? Наверное, если их обоих это устраивает, то можно сказать, что хорошо, вот только Бога в лице другого они вряд ли смогут увидеть, а если когда-нибудь к Нему придут, то ужаснутся сами от себя. 

Испорченный образ

Человек стирает образ Божий в себе своими грехами, но если это происходит на уровне духовном, то внешнее видоизменение себя происходит воочию, напоказ, а нередко приобретает характер вызова окружающим людям. Вот взять, к примеру, женщину. Да, ее природа такова, что она склонна украшать себя, но до чего дошли современные «украшательницы»? Длинные ногти и зеленые волосы – это еще цветочки. А силиконовая грудь такого размера, что носить ее и возможным не представляется – настолько страшную нагрузку испытывает спина? А накачанные губы на пол лица? А удлиненные с помощью операции ноги?

Психологи говорят, что татуировки на лице являются признаком патологии психики, а сегодня люди покрывают ими чуть ли не все тело. Куда мы идем? Зачем все это, для чего? Такое стремление «украшать» себя приобретает характер мании, человек уже не может остановиться и всем разговорам о том, что это уродливо, что это страшно, не верит. Так не верит больной анорексией, что он худой, и продолжая отказываться от еды, умирает, а «украшающий» себя силиконом умирает духовно. И ведь страдают женщины за этот грех, умирая на столе пластического хирурга от анафилактического шока, попадая под нож нерадивых, мнимых профессионалов, а ничему не учатся, продолжают идти и что-то себе колоть, отрезать, удлинять, наращивать.

Да, уважение начинается с себя и любви к себе тоже надо учиться, только понимать эту любовь к себе нужно правильно. Как умению стильно и красиво одеваться нужно учиться, так и умению принимать себя тоже. Когда человек бросается в крайности, он теряет чувство меры, а теряя, заходит все дальше и дальше. Надо научиться ценить других и Самого Бога. Благодарность к Богу приходит постепенно: сначала начнешь ценить себя, уважать себя, свое тело, лицо, заботиться о нем, но по-красивому, с уважением к себе, не изменяя своего лица. Потом, когда начинаешь уважать себя, ты начинаешь уважать и своих родителей, учителей, брата, соседей, дядю, супругу.

То, что ты отдаешь, то тебе и возвращают. А то у нас сплошь и рядом случаи, когда муж бросает постаревшую и подурневшую жену, но если ты сама относишься к себе как к товару, то не удивляйся, что тебя и ценят только как товар. Но к этому нужно прийти, нужно начать работать над собой, исследовать себя, поднять на поверхность свои страхи и комплексы, чтобы их увидеть и приступить к борьбе с ними. Церковь настаивает на этом, но не потому, что она играет роль морализатора. Она вовсе не против того, чтобы женщина красилась, использовала тушь и помаду, но настоящее преображение она видит в другом, и пока человек это не поймет, он вперед не продвинется.

Сегодня как грибы после дождя появляются всевозможные курсы, семинары, коучинги по психологии, которые учат любить себя, но как любить? За счет других? Превознося себя? «Ты этого достоин», «И пусть весь мир подождет»? Любовь к себе, внимание к себе, работа над собой – это огромный, титанический труд, который никогда не заканчивается. На двух недельных курсах женщину могут научить тому, что мужчина с заработком 50 тыщ рублей – это недочеловек, недостойный ее взгляда, а вот где ее научат жертвенной любви во имя другого, вот в чем вопрос.

Митрополит Афанасий говорит, что в монастыре учат делать именно то, что нужно делать в браке. То есть никогда не считать себя правым. Старец никогда не скажет монаху: «Ты прав». Он скажет: «Ты виноват». И даже если не был зачинщиком неприятной ситуации, значит ввел своего брата в искушение, спровоцировал его. Необходимо научиться работать над собой и не искать, в чем кто-то виноват перед тобой, а в чем ты провинился перед другим. 

Мы все, находящиеся в браке, можем привести массу примеров, когда партнер нас не понял, не услышал, проигнорировал, обидел, но а мы сами то? Сами то мы что? Святые и безгрешные? Может быть это мы спровоцировали вспышку гнева, может быть наша обида – это следствие того, что мы обидели другого и даже не заметили этого? Когда мы начинаем с себя, а не с других, то ситуация исправляется, то все идет на лад. Мы должны знать эти вещи, знать Божии заповеди, которые даются нам как антидот, они закладывают правильный фундамент и показывают, как человек начинает строить свое духовное здание. Он всегда должен начинать с себя, а не с других.

Мы нередко замечаем, что с другими, посторонними людьми нам легче общаться, строить диалог и отношения, а с близкими мы слово в яме с ядовитыми змеями. А потому что перед другими мы держим лицо, марку, боимся упасть в грязь, а дома мы становимся сами собой. Но если мы хотим, чтобы нас любили такими, какие мы есть, без прикрас и мишуры, нам следует научиться любить других такими же, уважать их, и здесь не может быть мелочей, здесь все имеет значение. Стоит только начать наблюдать за собой, как все становится на свои места, это основа и фундамент, которые должны войти в нашу жизнь. 

В мире все связано и все взаимодействует друг с другом, не зря в народе так распространена поговорка «земля круглая». Все возвращается. Доброе слово, добрый поступок возвращаются добром, а злой – злом. Этот закон работает независимо от того, верим мы в него, или нет. Это аксиома, которая не требует доказательств, и только он нас зависит, начнем ли мы жить по законам нравственности и любви или продолжим искать соринку в глазу ближнего, не замечая бревна в своем. Помогай вам в этом Господь!

Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram