10.09.2023

Православие – религия русского народа

В Россию благую весть о Спасителе принесли византийские христиане более чем через IX веков после Вознесения Христова, поэтому считать православие религией русского народа нельзя. Но и отрицать ее значение для становления и образования Руси как самостоятельного государства тоже недопустимо. Православие – это транснациональная и транстерриториальная религия. Среди далеких от веры людей бытует мнение, что Бог вочеловечился и пришел на землю только ради спасения иудеев – богоизбранного народа, но на самом деле Он пришел для спасения всех и каждого. Стоит проследить историю становления христианства в России, чтобы понять его роль в развитии одного из самых больших по территории и мощных государств в мире. 

Восток и Запад

Так сложилось исторически, что Русь изначально была подвержена влиянию как Православного Востока, так и Католического Запада. Простираясь по всей территории Великой Европейской и Северо-Азиатской Равнины, она стала связующим звеном между Востоком и Западом, не примыкая, однако, ни к тому, ни к другому. Такое размещение изначально поставило русский народ в «неудобное положение», вынуждая принимать как худшие, так и лучшие черты своих соседей, и при этом выбирать свой путь развития. Все эти превратности русской судьбы с особой наглядностью раскрываются в истории Русской Церкви, отражающей все характерные проявления русского гения.

Становление христианства в России

Если варяги дали толчок для становления государственности в России, то духовному рождению русского народа способствовала Православная Церковь. Она объединили разрозненные Южно-Русские княжества, способствовала возникновению письменности, культуры, самого русского языка. Достаточно вспомнить, что при зарождении Киевского княжества славяне были язычниками. Они исповедовали многобожие и поклонялись идолам, олицетворяющим многочисленных богов природных явлений и стихий. X век стал поворотным для русского государства. Славянам предстояло сделать выбор и решить, к кому примкнуть, ведь от этого зависело их будущее. В этом вопросе они доверились своему правителя – равноапостольному князю Владимиру, любовно прозванному Владимиром «Красно Солнышко».

Не секрет, что Владимир изначально был настроен против христианства и даже преследовал его сторонников, но в вопросе выбора религии для своего народа он был честен сам с собой и решил перед принятием окончательного решения познакомиться со всеми возможными вариантами. Его послы посетили германские земли, где познакомились с Западным Католичеством, изучали религию арабских магометан на Востоке и иудейство Хозар, живших на Волге, но наибольшее впечатление на посланников произвела религия Византийской империи. 

Присутствующие на богослужении в храме св. Софии послы описали свои ощущения так: «В храме Греков мы не знали, стояли ли мы на земле или на небе. Истинно там с человеками Бог. И как всякий человек, вкусив сладкого, не захочет горького, так и мы, узнав веру Греков, не желаем больше служить богам своим». Так что у князя Владимира был большой выбор, но он связал судьбу своего народа с Восточным Православием. 

Последствия выбора великого князя

Забегая вперед, стоит сказать, что религия Хозарского Царства была уничтожена без следа уже в XI веке, а магометанство арабов привело эти народы в состояние оцепенения. Конечно, князь Владимир выбирал религию, созвучную русскому духу, наиболее полно отражающую его надежды, чаяния и потребности, хотя время становления христианства на Руси нельзя считать простым. Все больше усиливалась вражда между Православием и Католичеством. Христиане Запада и Востока все больше отдалялись друг от друга. Для русских эталоном служила религия Византийской Империи, но несмотря на единство с Восточными Православными Церквями, русские христиане пошли своим путем.

Если европейские народы долгое время служили службы на непонятном им языке, то русские перевели все богослужебные тексты и Священное Писание на понятное славянское наречие. Именно благодаря этому христианское мировоззрение проникло глубоко в толщу русского народа, формируя устоявшиеся и дошедшие до наших дней черты русской духовности. Церковные службы, полученные от греков, художественно обогатились. Это время появления своей непревзойденной и ставшей эталонной иконописи. Художественная чуткость русского народа, отзывчивость на красоту красной нитью проходит через всю последующую историю развития государства российского.

Князь Владимир сквозь века прозрел духовный дар своего народа, когда выбирал религию, отвечающую чаяниям русского духа, и дальнейшая история только подтвердила правильность этого выбора. Сам Владимир, обращенный в христианство, первым проявил главную черту русского православного человека – милосердие. Он начал помогать нищим, убогим и больным. Он даже сделал попытку отменить смертную казнь в своей стране. С самого начала правления в «сане» христианина, он искал новые пути оцерковления своего народа, пытаясь примирить Восток и Запад, Рим и Византию в лоне Единой Вселенской Церкви.

Первые победы и поражения Церкви в России

В первый же киевский период своей истории Русская Церковь украсилась прославленными Богом святыми – страстотерпцами князьями Борисом и Глебом, а также преподобным Феодосием Печерским. То, что начиналось с успехом и вдохновением, кончилось в междоусобиях и упадке. Если в начале этого периода развития Русь стояла на том же уровне, что и европейские страны, то с середины XII века начинается упадок. На то было несколько причин, но основной была внутреннее нестроение, междоусобная брань, которая делала страну беззащитной перед врагами – половцами и поляками, и все больше разоряла ее.

В дальнейшем России предстояло пережить еще одно испытание – нашествие татар. Казалось бы, страна была обречена на исчезновение, но она восстала из пепла, как птица Феникс, а спасла ее та самая Церковь, формировавшая сознание, дававшая силы и мужество бороться за себя и свою державу. Да, татары нещадно истребляли славян, в конце концов они обложили их данью, но будучи невероятно суеверными, они с уважением относились к вере, пусть даже им и чуждой. Церковь одна осталась свободной, чем и не преминула воспользоваться, укрепляя свой народ, вразумляя и ободряя его. Это лишь еще раз подтверждает присутствие в ней тех божественных сил, которые способны преодолеть разрушительные последствия греха в человеческой природе. 

Потеря свободы всегда развивает в человеке самые низменные свойства и качества, и Россия в после-татарские годы – яркий тому пример. Обман, предательство, ложь, доносы – все это процветало в России в то время, но только одна лишь Церковь не поддалась этим искушениям, продолжая идти вперед, проповедуя в людях любовь к Богу и ближнему. Особый вклад в это дело внесли митрополиты всея Руси – Кирилл II, Максим грек, святитель Петр, святитель Алексей. При последнем русский народ объединился вокруг Московского княжества, а Россия наконец вдохновилась идеей единства. Князья поняли, что вместе они сила, и вот когда они это поняли, была одержана победа над татарами во многом благодаря советам великого учителя русского народа преподобного Сергия Радонежского.

Великий подвижник и смиренный отшельник, который сумел победить страх и малодушие в самом себе, помог и своему народу освободиться от внешнего порабощения и внутренних раздоров. В истории России начинается новый этап духовного возрождения.

Москва третий Рим

Да, многолетнее татарское иго отразилось на характере русских людей, привило им привычки и навыки, которые им были несвойственны. Рабское подчинение сильному слишком глубоко проникло в русскую душу, но это отличие от основного христианского мира и стало ключевым. Воспрявший ото сна народ, так долго находившийся под властью иноверцев, как никогда почувствовал свое единство и загорелся убеждением в своей особой миссии. Страна уверовала в свое высшее призвание, что нашло выражение в утверждении, что Москва – это 3-й Рим, последняя столица Вселенского христианского царства.

Начиная с VI века христиане верят, что Церковь вместе с Империей богоустановлены и будут пребывать до конца мира. Русские знали, что изначально Рим был первой столицей мировой христианской империи, но после его отпадения от православия мировой столицей стал Константинополь – второй Рим. Однако и этот 2-й Рим впоследствии пал, а посему русские уверились, что для сохранения веры на земле Бог избрал Россию. Москву выбрали наследницей павшей Византии, и с этого момента перед русским народом вновь встал трудный вопрос определения своего пути, который обеспечил бы достойное выполнение своей миссии служения Богу и человечеству.

Русское благочестие

Как тогда, так и сегодня идущие своим путем, русские совместили духовные дары римлян с философской одаренностью, пытливым умом и глубиной мысли греков. Да, у них не было такого государственного опыта и богословского образования, но было огромное желание послужить славе Божией и обогатить опыт христианского человечества. Поэтому они сделала самое главное и самое невозможное – привнесли христианство в повседневную жизнь, стали применять правила благочестия во всем, что касалось быта, работы, уклада. Мысль об особом призвании Русской Церкви стала толчком для сохранения церковного предания, поддержания его основ в личной и общенародной жизни.

Да, разделение на стяжателей и нестяжателей внесло раскол в дальнейшее развитие русской религиозности. Привыкший к покорности за время татарского ига народ не сумел найти в себе силы бороться за свободу и справедливость, что привело Россию к пыткам и казням Ивана Грозного, но и здесь Господь встал на защиту христиан, послав необузданному и страстному царю своих представителей, которые оказали на него огромное влияние. В первую очередь это священник Сильвестр и боярин Адашев, под влиянием которых Россия стала быстро возрождаться и стала сильной, великой державой. Да, болезненная подозрительность Ивана Грозного сделала свое страшное дело. Его верные соратники были замучены или уничтожены им, но среди этого мрака вновь звучит голос христианства и его последователя – митрополита Филиппа.

Казалось бы, после смерти Ивана Грозного и его старшего сына страна не сможет подняться с колен при слабоумном младшем сыне Федоре, но именно время правления благочестивого царя, так любившего проводить время на церковных службах, принесло России долгожданный мир и благоденствие. Народ снова поверил в Москву, как в третий Рим. Случилось беспрецедентное событие – была установлена патриаршая кафедра в России. Да, московский владыка не получил большую власть, но произошло главное – повысилось влияние всей Русской Церкви, а в сознании ее членов укрепилось превосходство над всеми остальными восточными христианами.

Дальнейшее развитие православия в России

В смутное время на ниве православия просияли и вошли в историю такие имена, как патриарх Гермоген, игумен Троице-Сергиевского монастыря св. Дионисий, Козьма Минин Сухорук и другие. Все они дружными усилиями сохранили веру в торжество правды, освободили Москву от поляков и возвели на царский престол Михаила Федоровича Романова. К этому моменту борьба между Православием и Римским Католичеством достигла небывалых масштабов, особенно на Юго-Западе страны. Только ценой огромных жертв со стороны русского народа удалось восстановить единство между этой частью Руси и остальной Россией, прекратив гонения на православных со стороны польских католиков.

Михаил Федорович вместе со своим отцом, постриженным в монашество, патриархом Всея Руси Филаретом восстанавливали традиционный строй России, а вместе с ним идеал Московского Православного Царства. Сам царь был для своего народа примером христианской жизни и преданности Церкви. Вместе с отцом он возглавлял большую церковную семью, детьми которой были все православные христиане. Да, не все было гладко в стране. Огрубевшие, отсталые и необразованные люди в основной массе были невежественными, беспомощными в области техники и военного искусства. Обладая огромными естественными богатствами, они нуждались в свежей крови. В дальнейшем в толщу русской жизни все больше проникают западные идеи, а страну заселяют выходцы из Запада.

А что же Церковь? Несмотря на благолепие церковной обрядности, последующие патриархи выступают на борьбу с церковными и национальными пороками того времени. Протоиерей Стефан Вонифатьев нещадно борется с несправедливостью и суеверием – загоралась заря духовного обновления России. Но не всем планам было суждено сбыться. Неожиданно вспыхнувший раскол, инициированный патриархом Никоном, стал причиной многих ошибок и бедствий, постигших Русскую Церковь. Никон пошел по деспотическому, нецерковному пути, проводя реформы при опоре на власть, данную ему царем. Всех непокорных и противящихся ему он безжалостно наказывал, а Церковь и насилие – вещи несовместимые.

Но в этой войне не было победителей. Проиграла только Церковь, которая оказалась разбитой и потерявшей веру в свою миссию. Разочаровавшийся народ, который считал царя оплотом православия и верным сыном Церкви, увидел, что власть и священство могут изменять правде. Все это дало толчок для нового переустройства привычного уклада. 

Россия и православие

Да, православие фактически способствовало образованию Руси как самостоятельного единого государства, но считать его религией одной нации – это значит грубо искажать Божественный замысел. Да, Православная Церковь считается чуть ли не главной и не единственной наставницей и вдохновительницей русских людей, поэтому на нее возлагают большую ответственность за состояние России в минувшие столетия. Мы, потомки Московской Руси, должны с вниманием и тщательностью изучать свое прошлое, не закрывая глаза на его темные стороны, но в отличие от западников нового времени, сурово судящих до-Петровскую Русь, мы знаем всю причинно-следственную связь, которая сделала путь русских людей к своей вере таким тернистым и извилистым.

Находясь в искусственной отрезанности от Запада из-за поляков, литовцев, немцев и шведов, перекрывающих доступ в Европу, мы столетиями подвергались набегам степных кочевников. Беспрерывно пребывая в духовном и физическом напряжении, отражая атаки то одних, то других, Россия просто не имела возможности направлять свои силы на творчество, науку, искусство, достижениями которой Европа украшала себя в те же века. Но, конечно, главным препятствием для улучшения собственной жизни было рабское сознание. Веками подвергаясь бесправию и произволу, русские люди не осознавали себя гражданами своего государства, не видели в беспросветности серых дней светлого будущего.

Но несмотря на отсутствие гражданского мужества, сплоченности и сознания своих прав и обязанностей, у русских всегда было ощущение истинных ценностей в жизни. Люди знали, что для них главное, а что – второстепенное. То благочестие, которое Западу казалось и сегодня кажется тяжелым ярмом, стесняющим личную свободу, для русского человека является источником вдохновения, смыслом существования. Мы с такой любовью и так бережно храним доставшиеся нам в наследие набожность и религиозность, потому что верим, что с их помощью можем воссоздать в себе образ Божий. 

Русские открыли то космическое значение Христианства, мимо которого прошло западное человечество. Мы жили и живем верой, которая делает нас выносливыми и упорными. Несмотря на все трудности и испытания, которые выпадают на нашу долю, мы продолжаем строить храмы и монастыри, мы продолжаем идти крестным ходом со святыми иконами там, где только что прошли тяжелые бои. Мы не унываем и знаем, что жизнь физической смертью не заканчивается. То, что убивает тело, не может убить душу, торжество любви и правды обеспечены тем, что совершилось раз и навсегда в Ночь Воскресения Христова. 

Пусть Московская Русь была отсталой по сравнению с Европой в каких-то областях, но мы всегда были впереди в плане духовной просветленности, в чуткости, милосердии, глубоком знании истинных ценностей жизни. Эта мудрость с нами как тогда – в до-Петровские времена, так и сегодня. Она делает русского православного человека отзывчивым на чужое несчастье и беду, дает ему силы на такую жертву, которая кажется непосильной для других христианских народов. 


Комментарии
Как работает сервис
Как подать записку?
Благодарственный молебен
Как заказать благодарственный молебен?
ПОДПИСКА НА ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ

Информационно-познавательные письма о вопросах веры, мировоззрения, актуальных проблемах современности и церковных событиях.

Помощь в telegram